Уникальность электронного контента
Применимо ли понятие уникальности к электронному документу (книге, фотографии)? И какой документ считать уникальным?
Этот вопрос часто возникает при сравнении электронных версий контента с их твердыми (бумажными) аналогами, например, книгами с автографами известных авторов, оригинальными рукописями, картинами и т.п.
Поскольку последние обладают определенной ценностью, то, даже отбросив факт отсутствия в виртуальном пространстве материальных объектов как таковых, наличие подобных электронных альтернатив позволило бы создавать в Интернете уникальные именные электронные архивы, также обладающие достаточной материальной ценностью.
Определим понятие уникальности бумажного документа на основе двух свойств:
- возможности подтверждения принадлежности конкретному (читай: известному) автору;
- наличия статуса оригинала, а не копии.
Естественно предположить, что уникальность электронного документа также будет определяться на основе подтверждения источника его создания и наличия статуса оригинала.
В виртуальном мире за подтверждение источника информации отвечает электронная подпись (ЭП), контролирующая отсутствие в документе искажений и принадлежность его конкретному автору: от ЭП нельзя отказаться, при этом ЭП со штампом времени дополнительно подтверждает время подписания документа.
Со статусом оригинала сложнее: особенностью электронных документов является возможность создания неограниченного количества их идентичных копий, поэтому последнее свойство можно обеспечить только техническими мерами, предусматривающими создание, хранение и перемещение электронных документов внутри контролируемой вычислительной среды с их поэкземлярным учетом.
С обозначенной проблемой мы столкнулись в проекте «Автограф», когда потребовалось обеспечить уникальность электронных книг и журналов с автографами авторов на базе ЭП.
Для ее решения была предложена облачная технология основанная на присутствии в системе электронных документов (книг, журналов, фотографий), подписанных ЭП, в единственном экземпляре с их маршрутизацией и учетом при проведении различных операций, таких как покупок, продаж, подарков и т.п.
Например, при продаже книг, журналов, фотографий на вторичном рынке проданный экземпляр исчезает из магазина продавца и появляется в библиотеке покупателя и при этом обеспечивается учет данной операции.
Каждый документ при добавлении в «Автограф» подписывается ЭП со штампом времени, имеет уникальную внешнюю ссылку и недоступен для скачивания. В процессе существования он перемещается между личными кабинетами пользователей «Автографа» с формированием документального подтверждения. Проверка авторской принадлежности документа и времени его создания доступна любому Интернет-пользователю на основе проверки ЭП со штампом времени, которая может проводиться в облаке «Автографа» в режиме on line, либо автономно в off line.
Как оказалось, предложенная технология дополнительно позволяет обеспечить учет продаж электронного контента, а также защиту от его несанкционированного распространения.
Выводы: для обеспечения уникальности и ценности электронного контента, определяемой на основе подтверждения авторской принадлежности и статуса оригинала, необходимо использовать технологии ЭП в совокупности с техническими решениями, исключающими возможности его тиражирования. Примером построения системы, обеспечивающей указанные свойства, является сеть персональных издательств «Автограф»