Маркетинговые отделы получают все больше задач. Чтобы своевременно выполнять весь объем работ, нужны инструменты, которые автоматизируют рутину, помогают анализировать рекламу и упрощают коммуникации. Поэтому на рынке появляются десятки сервисов, в которых легко запутаться.
В статье эксперты click.ru проанализируют:
как бизнес в России расходует деньги на рекламу; зачем маркетологам инструменты автоматизации; у кого в России лидирующие позиции в данной нише; как сделать проще работу с маркетинговыми сервисами. Состояние рынка интернет-рекламы в России по данным отчета АРИР Российский рынок интернет-рекламы сильно растет. Ассоциация Развития Интерактивной Рекламы (АРИР) сравнила объемы в 2022 и 2023 году и получила такие данные: рынок достиг исторического максимума в 807 млрд рублей и вырос на 55%.
Рост рынка с 2022 по 2023 годы
В исследование вошли и инновационные, и традиционные каналы (performance и branding). Например, продвижение через инфлюенсеров, работа с классифайдами, аудиореклама, реклама в мессенджерах и т. д. Рынок инновационных каналов вырос на 93% и достиг 379,6 млрд рублей.Рост рынка и его составляющих
Интернет-реклама смогла восстановиться после кризиса 2022 года и показывает рекордные результаты в истории. Усиливается конкуренция между компаниями, что ведет к росту доли новых каналов связи с аудиторией.
Чем больше каналов, тем больше работы: возникают новые рутинные задачи и требуется больше аналитики. Чтобы маркетинг оставался эффективным, менеджерам важно уменьшить объем ручной работы. Например, можно автоматизировать сбор семантики, получение информации о клиентах, фиксацию продаж из различных источников и другие задачи.
Для этого на рынке появляется больше и больше инструментов, которые помогают повысить эффективность рекламы и продуктивность специалистов. Большинство из них работают по модели SaaS: пользователи платят за подписку на облачный сервис, а его поддержкой занимается компания-владелец. Так работают Callibri, amoCRM и другие сервисы.
Сколько средств тратит бизнес на аналитику и продвижение В период с 2022 по 2024 годы Mindbox, Calltouch, Coffee Analytics и «Матемаркетинг» изучали рынок , чтобы узнать, сколько компании из России и СНГ тратят на аналитику и маркетинг. В опросах участвовали 150 компаний из разных ниш.
Вот основные выводы.
Компании тратят около 15% оборота на маркетинг. 45% из него идет на интернет-продвижение. Чем выше оборот компании, тем меньше она вкладывает в рекламу: доля снижается с 20% до 12% у наиболее крупных игроков. Компании в СНГ вкладывают в аналитику в два раза больше, чем в США. Если в СНГ на аналитические сервисы уходит 13% маркетингового бюджета, то в США — всего 6-7%. В ближайшие три года большинство компаний планирует увеличить затраты на аналитику до 19% от общего маркетингового бюджета. Чем больше компания инвестирует в маркетинг, тем сильнее она ощущает пользу от аналитики. Наиболее высоко ценят важность аналитики те, кто вкладывает в продвижение от 20% оборота. Существенный рост эффективности от аналитики начинается после инвестиций в маркетинг более 10% оборота. Сквозная аналитика — новый тренд. Компании стремятся получать максимум данных о пользовательском опыте. Этими решениями уже пользуются 46% крупных компаний, 29% средних и 16% малых.
Основная доля расходов на аналитику — оплата специализированных сервисов, которые дают маркетологам максимум данных для принятия решений.
Перспективы сервисов для маркетинга Агентство Data Bridge Market Research изучило мировой рынок сервисов для маркетинга и представило прогноз на основе данных. По итогам 2023 года объем рынка специализированных инструментов составил более 10,1 млрд долларов, и к 2031 году ожидается рост до 17,9 млрд долларов. В период с 2024 по 2031 годы рынок должен расти со скоростью 12,1%. Основные драйверы:
увеличение спроса на автоматизацию мобильного маркетинга; фокус на повышении эффективности и производительности; повышение интереса к бизнес-аналитике и обработке данных. На российском рынке ситуация аналогична мировой — спрос на сервисы увеличивается. Из-за ограниченного доступа к зарубежным инструментам появились новые российские сервисы, которые пока не очень известны, но уже привлекают внимание.
Состояние рынка маркетинговых инструментов в России По данным CNews, рынок SaaS-решений в России растет в два раза быстрее IT-индустрии в целом. Несмотря на уход с рынка многих компаний, сфера развивается. Появляются новые решения. Маркетологи активно используют в работе такие инструменты:
CMS для создания сайтов; сборщики СЯ для SEO и контекстной рекламы; платформы для мобильной и веб-аналитики; CRM для настройки рекламы и управления клиентской базой; колтрекинг для аналитики и отслеживания звонков; решения для сбора данных о посетителях и аналитики этой информации; платформы для рассылок по email; чаты, онлайн-консультанты, софт для создания ботов; планировщики и менеджеры задач; решения для конкретных ниш (например, МойСклад для товарного бизнеса или YCLIENTS для HoReCa); сервисы автопостинга в социальных сетях. Выбор инструментов огромен, и для эффективного маркетинга бизнесу требуется комплекс решений, работающих одновременно.
Лидеры рынка инструментов для маркетинга в России CEO сервиса МойСклад Аскар Рахимбердиев регулярно готовит рейтинг SaaS-решений на основании открытой информации о выручке. Он сравнивает ее год к году, рассчитывает рентабельность и рост бизнеса, показывает прибыль. На первом месте компания с самой большой выручкой за год.
Вот как выглядят рейтинги в некоторых категориях.
CRM
Автоматизация бизнеса
Маркетинг и аналитика
Отраслевые сервисы
Продажи и аналитика на маркетплейсах
С какими проблемами сталкиваются маркетологи при использовании сервисов Сервисы облегчают работу маркетологов, но реклама становится все сложнее, а сервисов — все больше и больше. Выбор инструментов огромен. В одном только рейтинге Аскара Рахимбердиева представлено более 50 компаний, и это только лидеры.
Обычно у маркетологов возникают две трудности.
Сложно подобрать оптимальное решение. Разобраться в многообразии, сравнить и выбрать подходящий сервис довольно трудно. У маркетологов часто не хватает времени, поэтому внедрение новых инструментов откладывается на потом.Трудно работать с отчетами и оплатами. Для каждого сервиса нужен свой аккаунт и отдельный счет, при этом сроки оплаты и требования по НДС у всех разные. Отслеживание платежей превращается в проблему. Чтобы не потерять какой-либо сервис, приходится вести учет в календаре и создавать список платежных средств и аккаунтов.Однако вовсе необязательно решать проблемы самостоятельно. Можно использовать централизованную платформу — маркетплейс click.ru .
Что такое маркетплейс сервисов click.ru и чем он помогает маркетологам Маркетплейс click.ru — площадка с популярными сервисами для автоматизации и роста эффективности маркетинга. Например, тут представлена большая часть инструментов из рейтинга Аскара Рахимбердиева. Эксперты click.ru собрали в маркетплейсе одни из наиболее качественных и востребованных решений на рынке.Интерфейс маркетплейса сервисов
У всех пользователей, которые ведут рекламу в экосистеме click.ru , есть доступ к маркетплейсу и другим преимуществам.
Большой выбор сервисов В маркетплейсе click.ru доступно более 70 инструментов. Среди них:
CMS (Flexbe, Tilda, InSales); CRM (amoCRM, МойСклад, Битрикс 24); колтрекинг (CoMagic, Callibri, MANGO OFFICE); чаты и онлайн-консультанты (TextBack, Jivo, Salebot); управление продажами на маркетплейсах (MarketGURU, MPSTATS); подборщики запросов (Labrika, Keys.so, «Топвизор»); автопостинг в социальных сетях (LiveDune, PostMyPost, «Церебро»); регистраторы доменов и хостинги (Timeweb, Рег.ру); аналитика (Андата, Roistat, TGStat). Также есть голосовые боты, сервисы для дизайнеров, email-маркетологов, скидки на курсы в онлайн-школах.
Оплата в одном окне Не нужно оплачивать инструменты на разных сайтах — все можно сделать в кабинете click.ru . Так можно сэкономить время на работе с финансами и потратить его на улучшение маркетинга.
В экосистеме click.ru также можно выполнять другие операции: пополнять балансы рекламных кабинетов (в Директе, MyTarget, VK Ads, Avito и пр.), контролировать расходы, сроки оплат и т. д. Не нужно составлять договоры, организовывать обмен документами и взаиморасчеты с десятками контрагентов. Все можно сделать из одного окна.
Возможность использовать инструменты бесплатно Пользователй click.ru , зарегистрированные в партнерской программе, могут получать вознаграждение до 18% в зависимости от объема расходов на продвижение.
У начислений две части:
первая начисляется на бонусный счет click.ru — средства можно вывести на счет в банке, потратить на рекламу или покупку маркетинговых инструментов; вторая начисляется на бонусный счет маркетплейса — деньги можно использовать для оплаты сервисов. Можно работать бесплатно с нужными инструментами просто за счет ведения рекламы в экосистеме.
Набор зарубежных инструментов С помощью маркетплейса click.ru можно оплачивать ушедшие из России сервисы. Например, Chatra, WordPress, ChatGPT, VistaCreate, Elfsight, MidJourney, Shutterstock. Список регулярно пополняется.
В среднем пользователи click.ru одновременно работают с 4 инструментами из маркетплейса. Бизнес с высоким рекламным бюджетом в среднем приобретает 12 сервисов. Так он может закрыть все актуальные задачи.
Заключение Рынок рекламы растет, и вместе с ним растут инвестиции в маркетинговые инструменты. Их становится все больше, и бизнесам становится нужна оптимизация оптимизирующих сервисов. Маркетплейс click.ru помогает не только навести порядок в работе с инструментами, но и дает бесплатный доступ к ним.