Как ставить цели по SMART: подробный гайд
Если вы ставите правильные цели и своевременно их достигаете, вас ждет успех в любом деле. Одним из наиболее эффективных приемов в постановке целей считается метод SMART. Читайте в нашей статье о том, что такое SMART-цели, как их правильно ставить и как они влияют на результат.
Что такое SMART
SMART — это метод постановки эффективных целей. С его помощью можно сформулировать измеримую и реалистичную цель, обозначить необходимые ресурсы и сроки для ее достижения. Пример формулировки цели по SMART:
«Собрать для рекламной кампании XXX 200 запросов со спросом выше 5000 с помощью сервиса „Парсер Wordstat“ по региону Москва до 10:00 1 сентября 2022 года.»
Первый раз методика упоминалась вместе с именем Пола Дж. Мейера в 1965 году. Она стала широко применяться в конце 80-х годов прошлого столетия. Сейчас подход используется в управлении проектами, бизнес-планировании, интернет-маркетинге, маркетинге и других сферах жизни, включая личный тайм-менеджмент.
SMART хорошо подходит для постановки задач с предсказуемым результатом:
- когда требуется делегировать хорошо известные бизнес-процессы;
- когда необходимо описать регламент, инструкцию, техническую карту и пр.
SMART помогает действовать быстро и экономить время благодаря конкретике.
Критерии SMART
Название методики содержит аббревиатуру по названиям критериев, которым должна соответствовать правильно сформулированная SMART-цель. S (Specific) — конкретная Цели и задачи по SMART должны указывать направление работы и быть такими, чтобы их нельзя было понять по-разному. Если цель неконкретная, при выполнении задач все могут пойти в разные стороны. Все исполнители должны одинаково понимать SMART-цель. Что важно помнить: Какие вопросы нужно задать для постановки конкретной цели по SMART: M (Measurable) — измеримая SMART-цель должна быть измеримой, чтобы можно было определить, насколько близок результат. Иначе вы не сможете отследить прогресс. С целью, которую невозможно измерить, будет сложно работать. Например, нельзя измерить, насколько клиент счастлив, поэтому сделать клиента счастливее — это не цель. Если нужно увеличить лояльность к компании, цель может звучать так: «Повысить лояльность клиентов к компании на 30%». Что важно помнить: Какие вопросы нужно задать для постановки измеримой цели по методу SMART: A (Achievable или Attainable) — достижимая Важно, чтобы SMART-цель не была заоблачной и невыполнимой. После ее достижения должны открываться новые возможности. Но при этом цели по SMART всегда амбициозные и не слишком простые для достижения. При постановке цели важен баланс. Нужно опираться на ресурсы и полученный опыт: уровень скилов в команде, информацию о росте за предыдущие месяцы и пр. Слишком амбициозная цель, для достижения которой нет ресурсов, может демотивировать команду. Что важно помнить: Какие вопросы нужно задать для постановки достижимой цели по SMART: R (Relevant) — значимая Важно, чтобы SMART-цель отвечала трендам и потребностям компании/клиента. Синонимы названия этого критерия SMART-цели — полезная, обоснованная. Что важно помнить: Какие вопросы нужно задать для постановки актуальной цели по SMART: Если вы не можете ответить на вопрос «Зачем» — цель неактуальная. Например, «Получить конкурентное преимущество на рынке» — это способ достижения цели, а не она сама. То, для чего требуется конкурентное преимущество, и есть цель. T (Time bound) — ограниченная во времени Как правило, SMART-цели ставятся на год, полгода либо три месяца. Более длительный период может расфокусировать. Цель, поставленная на три года, забудется и потеряет актуальность. Конкретный дедлайн помогает обозначить ход работ и спланировать задачи в течение заданного периода. Что важно помнить: Какие вопросы нужно задать для постановки ограниченной во времени цели по SMART: Читайте также нашу статью «Гайд по РСЯ: как найти „горячих“ клиентов в многомиллионной аудитории». Технология постановки целей по SMART дорабатывалась все время своего существования. Добавлялись новые критерии и по-новому расшифровывались существующие. Вот несколько примеров. SMARTER — цель должна быть пересматриваемой (reviewed) и оцениваемой (evaluated). «Пересматриваемая» значит, что по мере изменения внутренних и внешних факторов цель можно и нужно корректировать и пересматривать. Например, при смене исполнителей, в период экономического кризиса и т. д. Характеристика «Оцениваемая» означает, что цель по SMART можно оценить на достижимость, адекватность и пр. SMARTER — цель должна быть экологичной (ecological) и зафиксированной (recorder). Экологичность подразумевает безопасность достижения цели для компании и специалистов. Зафиксированная цель — та, которая записана на электронном или бумажном носителе. SMARTTA — вариант с такими дополнительными критериями, как «Отслеживаемая (trackable)» и «Согласованная с прочими целями (agreed)». По факту, тут не появилось ничего нового. Просто сделан акцент на том, что за процессом достижения цели нужно следить, а также на том, что новые цели не должны идти вразрез с уже поставленными. SMARRT — вариант с критерием «Реалистичная (realistic)», которому должна соответствовать SMART-цель. Это означает, что ее можно выполнить с привлечением адекватного количества ресурсов в указанные сроки. Составляющие аббревиатуры SMART тоже могут иметь разные значения. Вот несколько известных вариантов расшифровок, которые встречаются на практике. Разберем на примерах технику постановки SMART-цели. Проанализируйте, что нужно улучшить или изменить в своей работе, работе компании. Почерпнуть идеи можно, например, из SWOT-анализа. SWOT-анализ — инструмент, который помогает определить, какие ошибки допускаются в работе, как их устранить, какие могут быть риски. Аббревиатура SWOT тоже образована от сокращения слов по первым буквам: Посмотрите, какие слабые стороны снижают эффективность, как отладить бизнес-процессы, отстроиться от конкурентов, чтобы улучшить результат. Максимально сужайте цель: анализируйте один аспект, одну область, чтобы соблюдалось требование «одна SMART-цель = один результат». У вас должна быть краткая формулировка, что необходимо сделать. Например, вы хотите увеличить количество клиентов. Общая формулировка без уточнений по срокам и динамике и будет такая: «Увеличить количество новых клиентов». Определите, не идет ли намеченная цель вразрез с другими поставленными целями, общей стратегией, изменит ли ее реализация что либо в лучшую сторону. Например, если у вас очень большой поток клиентов, то не нужно ставить цель по расширению клиентской базы. Например, это может быть прибыль, коэффициент конверсии (%), охват аудитории, число повторных покупателей и прочие метрики, которые возможно измерить и оценить динамику по принципу «было — стало». В нашем примере постановки цели по SMART такой показатель — количество новых клиентов. Допустим, нам нужно увеличить его на 15%. Поставленная по SMART-цель будет звучать так: «Повысить количество новых клиентов на 15%». Разбейте цель на несколько этапов и установите даты завершения каждого из них, а также задайте срок достижения SMART-цели целиком. Если за ее выполнение отвечают разные люди, составьте график с указанием ответственных и с дедлайнами для каждого из них. Это позволит удобнее контролировать процесс. Срок, как и количественный показатель, тоже должен быть адекватен. Опирайтесь на статистику за прошлые периоды. За какое время удавалось привести столько новых клиентов? В нашем примере возьмем период, в течение которого будет запущена рекламная кампания по привлечению. Цель выглядит так: «Увеличить число новых клиентов на 15% за 3 месяца». Рекомендуется закладывать время с запасом, так как на этапе работы над целью могут появиться вопросы. Оцените ресурсные ограничения. Это могут быть: Если всего хватает, можно фиксировать цель и приступать к работе по ее достижению. Если ресурсов недостаточно, нужно решать вопрос, откуда их брать. Цель должны понимать все, кто работает над ее достижением. Наглядно принцип формулирования цели по SMART можно представить как таблицу: Читайте также нашу статью «RFM-анализ: как сегментировать базу клиентов и использовать результаты». Разберем на 5 примерах цели по SMART то, как нужно и как не нужно их ставить. Записать вебинары на тему «Как ставить цели по SMART в продажах, с примерами» до 1 сентября 2022 года для привлечения новых клиентов. Проверяем: Как исправить: Записать три вебинара на тему «Как ставить цели по SMART в продажах, с примерами» до 1 сентября 2022 года для привлечения новых клиентов. Увеличить количество целевых лидов с Яндекс.Директа на 10% для роста прибыли. Проверяем: Как исправить: Увеличить за квартал количество целевых лидов с Яндекс Директа на 10% для роста прибыли. С помощью сервиса «Медиапланирование» за 3 месяца сократить время на подбор ключевых слов и расчет бюджета рекламных кампаний в Яндекс.Директе в 2 раза, чтобы не работать по выходным. Проверяем: Ничего исправлять не нужно, цель поставлена корректно. Уменьшить за месяц стоимость привлечения клиента в сообщество Вконтакте с 50 рублей до 50 копеек. Проверяем: Как исправить: Уменьшить за месяц стоимость привлечения клиента в сообщество Вконтакте с 50 рублей до 35 рублей. Заработать на 30% больше к концу квартала. Проверяем: Как исправить: Сократить процент отказов с сайта на 30% к концу квартала. По теории американского психолога Эдвина Локка, люди, которые ставят цели, успешнее тех, кто этого не делает. В 1966 году он предложил пять принципов эффективной постановки целей. Составить список целей и расставить приоритет Выпишите отдельно все цели, которые стоят перед вами или вашей командой. По каждой из них коротко изложите, что является желательным результатом. Цели не должны быть противоречивыми. Выберите наиболее важные, на которые вам хватает ресурсов. Если сфокусироваться на одной задаче, мозг работает над ней нон-стоп. Самой приоритетной будет так, которая максимально увеличивает прибыль. Разбить крупные цели на небольшие задачи Даже точная, конкретная и измеримая SMART-цель может отталкивать своим масштабом и создавать ощущение недостижимости. Особенно в самом начале пути. Поэтому нужно разбить основную задачу на несколько маленьких, за которые уже не страшно браться. Промежуточные итоги будут показывать прогресс и мотивировать на дальнейшую работу. Разбить большую задачу на маленькие можно двумя способами: Прописать план по задачам Чтобы достичь даже маленькую цель, требуется четкий план действий. Нужно прописать, что и в каком порядке будет делаться по каждой задаче, кто будет участвовать в процессе, какие ресурсы будут задействованы. Важно планировать каждый день. Если на предыдущем этапе все сделано верно, перед вами будет список конкретных дел. Чтобы ничего не упустить, можно составить to do list на каждый день. Как использовать его в работе? Записывать в течение дня реальное время выполнения каждой задачи, отмечать те, которые не удалось выполнить. Вечером важно проанализировать, почему это произошло. Несмотря на достоинства, методика постановки целей по SMART не может применяться: Следить за достижением целей по SMART в контекстной и таргетированной рекламе можно с помощью удобных дашбордов от click.ru. На них вы можете увидеть не только сами показатели, но и процент достижения целей. Также в click.ru есть сервисы для автоматизации рутинных процессов, единый кабинет для управления всеми рекламными кампаниями и партнерская программа.

Не конкретная Конкретная Получить больше прибыли Повысить продажи Неизмеримая Измеримая Уменьшить стоимость лида за счет использования антифрода. Уменьшить стоимость лида на 15% за счет использования антифрода. Недостижимая Достижимая Увеличить процент повторных продаж в 20 раз к концу года Увеличить процент повторных продаж в 2 раза к концу года Незначимая Значимая Вложить в контекстную рекламу 200 тысяч рублей Вложить в контекстную рекламу нового продукта 200 тысяч рублей Не ограниченная во времени Ограниченная во времени Увеличить продажи с помощью таргетированной рекламы на 20% Повысить продажи с помощью таргетированной рекламы на 20% к 15 сентября 2022 года Какие задачи решают SMART-цели
Альтернативные расшифровки SMART
Как правильно настроить и поставить SMART-цели
Этап 1. Обозначьте потребность
Этап 2. Убедитесь, что цель актуальна
Этап 3. Обозначьте количественные показатели
Этап 4. Установите дедлайн
Этап 5. Проверьте достижимость цели
Этап 6. Сформулируйте цель максимально конкретно
Глагол-действие Название показателя Целевой показатель Период выполнения или срок Для чего нужно (по желанию) Привлечь, повысить, выполнить, увеличить, достичь, продать, получить, привлечь Число заказов, клиентов, договоров, трафик, оценка качества, прибыль На 20%, 250 клиентов, 150 договоров, в 3 раза К 1 октября 2022 года, за квартал Автоматизировать часть процессов, отстроиться от конкурентов, масштабировать компанию Примеры и антипримеры целей
Пример 1
Пример 2
Пример 3
Пример 4
Пример 5
Как оценить эффективность SMART-цели
Как достигать SMART-цели
Недостатки метода SMART