Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
382 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Убытки компании: как заставить заплатить недобросовестных партнеров

В бизнесе важно не только заработать, но и предотвратить возможные убытки. Случается разное: поставщики привезли бракованный товар, соседи затопили торговое помещение, партнеры обманули при заключении договора, подрядчики затянули работу и сорвали мероприятие.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Рассказываем, как компенсировать ущерб и недополученные доходы, которые возникли у компании из-за недобросовестных действий партнеров или других других лиц.

Из этой статьи вы узнаете:

  1. Какие бывают убытки и как их можно взыскать.
  2. Как взыскать убытки, если партнер нарушил договор.
  3. Как взыскать убытки из-за недобросовестного ведения переговоров.
  4. Как взыскать убытки компании, возникшие из-за действий директора.
  5. Что запомнить о взыскании убытков.

Какие бывают убытки и как их можно взыскать

Убытки компании делятся на упущенную выгоду и реальный ущерб. Расходы на восстановление поврежденного имущества, утрата товара при перевозке — это реальный ущерб. Доходы, которые компания могла получить, но не получила, — упущенная выгода.

Представим, что после прорыва трубы затопило подвал, который предприниматель сдавал в аренду. Расходы на устранение последствий залива и ремонт помещения будут реальным ущербом, а арендная плата, которую предприниматель не смог получить за то время, пока подвал приводили в прежнее состояние, — упущенной выгодой.

Взыскать реальный ущерб с виновного просто. Надо собрать и предоставить документы, которые подтверждают потраченную на ремонт сумму. Упущенная выгода — всегда гипотетический расчет. Необходимо доказать не только размер неполученного дохода, но и меры, принятые для того, чтобы доход стал реальным.

На практике мало кто добровольно желает возмещать гипотетические убытки. В большинстве случаев взыскатель идет в суд. Чтобы исковые требования удовлетворили, необходимо доказать три обстоятельства:

  1. Противоправное поведение ответчика или его вину.
  2. Наличие упущенной выгоды и ее размер.
  3. Причинно-следственную связь между поведением ответчика и убытками.

Этот список — план искового заявления. Каждый пункт должен быть обоснован и подтвержден документами или другими доказательствами. В спорах об убытках и упущенной выгоде бремя доказывания лежит на истце.

В примере с затопленным подвалом авария произошла из-за прорыва трубы с холодной водой. Труба — часть водоснабжения здания, она проходит вдоль стены. Виновное лицо — управляющая компания или ТСЖ. Словом, организация, которая отвечает за содержание и ремонт коммуникаций в доме.

В качестве доказательства упущенной выгоды подойдет договор аренды, который подтвердит, что у предпринимателя был реальный арендатор, готовый заплатить сумму, указанную в договоре.

В качестве доказательства ущерба — документы, где указаны расходы на ремонт коммуникаций и помещения.

Как взыскать убытки, если партнер нарушил договор

Иногда условия договоров нарушаются: недобросовестные партнеры срывают поставки, присылают некачественные товары, указывают недостоверную информацию.

Рассмотрим правила взыскания ущерба и упущенной выгоды на примере арбитражного дела № А56-20863/2018.

Компания «КОНАР СПБ» заключила договор на поставку товара компании «АНК». Когда товар был готов к отгрузке, «КОНАР СПБ» сообщила об этом покупателю. Но ООО «АНК» отказалось принять изделия и сказало, что купит его через неопределенное время.

Поставщик подождал полтора года и еще раз предложил покупателю забрать и оплатить товар. Общество и на этот раз отказалось выполнить договор. У спорной продукции были индивидуальные характеристики (малоприменимый типоразмер, редко используемые материалы, повышенные износостойкие характеристики), поэтому ее не могли использовать другие компании.

Продавец обратился в суд, чтобы взыскать реальный ущерб и упущенную выгоду. Судебный спор прошел все возможные инстанции, длился год и 9 месяцев.

Суд взыскал в пользу компании не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду. Вот как истец обосновал свой расчет:

  1. Реальный ущерб равен полной себестоимости товара. Доказательством убытков послужили копии инвойсов (счетов иностранного производителя) и транспортных накладных.
  2. Упущенная выгода рассчитана как разница между ценой, согласованной сторонами в договоре, и закупочной ценой. Расчет построен на данных инвойса и спецификаций к договору поставки.

Должник обязан возместить истцу убытки из-за ненадлежащего исполнения обязательств по договору. Если одна сторона добросовестно выполняет обязательства, она вправе рассчитывать на то, что партнер поступит так же.

Как действовать:

Шаг 1. Изучите договор, чтобы понять, на какие суммы вы вправе претендовать.

Шаг 2. Рассчитайте, какой доход вы получили бы, если бы партнер добросовестно и своевременно выполнил обязательства.

Шаг 3. Подготовьте документы, которые докажут размер реального ущерба и упущенной выгоды. Если не знаете, как обосновать убытки, обратитесь к эксперту. Чаще всего экспертиза помогает установить причинно-следственную связь между нарушением обязательства и полученными убытками или обосновать их размер с учетом принятых разумных мер по уменьшению убытка.

Шаг 4. Отправьте претензию в адрес должника. Если добровольно договориться не удалось, обратитесь в суд.

Как взыскать убытки из-за недобросовестного ведения переговоров

Иногда после длительных переговоров или победы в тендере соглашение так и не удается подписать. Компания потратила время и ресурсы, но партнер вышел из переговоров и отказался заключать договор.

Возможно, это недобросовестное ведение переговоров. На примере дела № А40-250123/2018 рассмотрим, как быть в этой ситуации.

Две компании заключили соглашение на поставку стекла и остекление торговых площадей. В процессе работы заказчик решил передать подрядчику еще один магазин и заключить дополнительное соглашение. Чтобы подрядчик смог быстрее выполнить свои обязательства, партнеры договорились изготовить партию стекла заранее, до заключения дополнительного соглашения.

Подрядчик снял размеры, согласовал с заказчиком чертежи, закупил материалы. Как договаривались, исполнитель подготовил дополнительное соглашение и отправил его заказчику. Однако заказчик отказался подписывать документ и сказал подрядчику, что не нуждается в его услугах.

Подрядчик заплатил 478 000 рублей за изготовление стекла по индивидуальным чертежам и обратился к заказчику за возмещением убытков. Заказчик отказал в компенсации. Подрядчик обратился в суд. Суд взыскал реальный ущерб в полном размере. В решении он указал, что истец понес убытки по закупке товара, связанные с тем, что ответчик отказался заключать дополнительное соглашение в размере 478 000 руб.

Если партнер намеренно сорвал переговоры, начал их с целью получить коммерческую информацию или предоставил недостоверную информацию, вы можете взыскать убытки за недобросовестное ведение переговоров.

Как действовать:

Шаг 1. Проанализируйте ход ведения переговоров.

Шаг 2. Подготовьте доказательства ведения переговоров и недобросовестного поведения ответчика. Такими доказательствами могут стать электронные письма, протоколы рабочих встреч, протоколы разногласий к договорам, подготовленные, но не подписанные проекты документов и доказательства того, что вы направляли их партнеру.

Шаг 3. Рассчитайте убытки, которые вы понесли из-за того, что потеряли возможность заключить договор с третьим лицом. В нашем примере размер убытков определен как сумма, выплаченная поставщиком за изготовление партии стекла.

Шаг 4. Обратитесь в суд.

Как взыскать убытки компании, возникшие из-за действий директора

В практике судов все чаще встречаются иски к директорам о взыскании убытков компании. Такой ущерб вызван недобросовестными действиями руководителей. Директора могут:

  1. Перечислять деньги фирмам-однодневкам и другим заведомо неблагонадежным партнерам.
  2. Неправомерно расходовать деньги фирмы. Например, выдавать себе или третьим лицам огромные премии, не подтверждать расходы документами.
  3. Выводить активы компании, в том числе продавать технику, здания, автотранспорт аффилированным лицам (знакомым или родственникам руководителя) по заведомо низким ценам.
  4. Совершать сделки на заведомо невыгодных условиях.
  5. Уходить из компании, создавать конкурирующую фирму и становиться ее директором.
  6. Не вести в компании контроль и учет.

Например, в деле № А60-70464/2017 общество взыскало с бывшего директора 26 млн рублей, чтобы возместить стоимость утраченного товара. Во время инвентаризации выявили недостачу. В компании не было ни кладовщика, ни заведующего складом. Директор не наладил учет товаров на складе, поэтому недостачу взыскали именно с него.

В деле № А10-3242/2015 с бывшего директора взыскали 1 млн 100 тыс. рублей убытка, причиненного компании его бездействием. Антимонопольный орган наложил на компанию штраф в размере 550 тыс. рублей. По мнению суда, директор не уплатил штраф вовремя, не стал оспаривать или снижать его размер. Из-за бездействия руководителя с расчетного счета списали административный штраф в двойном размере.

В деле № А40-11973/2014 суд установил, что на протяжении длительного периода общество неправильно платило налоги в бюджет. В итоге у него образовалась переплата, которую можно было зачесть в счет уплаты по другим налогам или вернуть из бюджета. Руководители компании своевременно не сделали этого, и компания потеряла более 9 млн рублей в виде излишне уплаченных налогов.

Суд решил, что директора, руководившие обществом в эти периоды, недобросовестно выполняли свои обязанности. Их обязали выплатить 9 млн рублей как убытки, которые организация получила из-за их бездействия.

Если недобросовестные действия директора причинили вред вашей компании или директор пренебрегает своими обязанностями, его можно привлечь к ответственности.

Как действовать:

Шаг 1. Определите, какие действия директора привели к убыткам.

Шаг 2. Установите сумму убытков. Соберите доказательства неправомерных действий или бездействия руководителя. В зависимости от ситуации такими доказательствами могут быть аудиторские заключения, приказы, решения и постановления контролирующих органов о привлечении к ответственности компании и другие документы.

Шаг 3. Подготовьте и подайте исковое заявление.

Что запомнить о взыскании убытков

  1. Не пренебрегайте документооборотом. Своевременно готовьте и подписывайте соглашения, дополнения, протоколы встреч, первичные бухгалтерские документы. Переписку с партнерами по электронной почте ведите таким образом, чтобы в случае разбирательств суд мог понять, о чем стороны договорились изначально.
  2. Если ваша компания терпит ущерб или упущенную выгоду из-за недобросовестных партнеров, некомпетентности директора, действий третьих лиц, вы можете взыскать убытки.
  3. Соберите доказательства полученного ущерба. Это может быть переписка, первичные документы, заключения экспертов, расчеты, договоры, платежные поручения, бухгалтерская отчетность, внутренние документы компании.
  4. Рассчитайте сумму упущенной выгоды — дохода, который вы могли получить, но не получили из-за недобросовестных действий третьих лиц. Постройте финансовую модель, в которой упущенная выгода определяется как разность между потенциальными доходами и потенциальными расходами. Учтите, что модель должна быть экономически достоверной и реально осуществимой.
  5. Установите причинно-следственную связь между действиями виновных лиц и убытками, которые получила компания. В каждом споре это устанавливается индивидуально и зависит от материалов дела. Чаще всего доказать связь между фактом убытков и действиями ответчика помогают внесудебные письменные доказательства, визуальные доказательства (графики, таблицы, диаграммы), судебная экспертиза.
  6. Поэтому проведите экспертизу, если необходимо. Чаще всего она назначается в делах, где требуется исследовать технические параметры систем или механизмов. Например, с помощью экспертиз выясняют причины пожаров, сбоев в системах безопасности, технологических аварий.
  7. Помните о своих правах и активно защищайте их в суде.

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.