Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
😼
Выбор
редакции
477 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как урегулировать спор с контрагентом без суда

Судебный процесс с контрагентом занимает время и может навредить деловой репутации. Кроме того, нужны деньги на юристов, госпошлину, экспертизу. При этом никто не гарантирует положительный исход дела.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Поэтому любой бизнес стремится решить большинство споров во внесудебном порядке. Закон позволяет сделать это несколькими путями. В статье расскажем о них подробнее.

Из этой статьи вы узнаете:

  1. Почему возникают споры с контрагентами.
  2. Как решаются споры с контрагентами.
  3. Способы внесудебного урегулирования спора.
  4. Итоги: как решить спор без обращения в суд.

Почему возникают споры с контрагентами

Спор возникает, когда одна компания считает, что ее бизнес-партнер не выполнил свои обязательства по договору, а партнер с этим не согласен. Такие конфликты происходят не только у крупных корпораций, которые сотрудничают с десятками контрагентов, но и у мелких предприятий.

Например, поставщик задерживает поставку товаров, арендатор не платит за съемное помещение или подрядчик выполнил ремонт в офисе, а заказчик отказывается его принимать из-за множества дефектов.

Участниками споров могут быть не только юрлица и ИП, но и госорганы, и даже обычные физлица, которые выступают одной из сторон сделки. Например, если компания обращается к самозанятому фрилансеру для разработки сайта, фрилансер становится ее контрагентом.


Конфликты с контрагентами — нередкое явление в бизнесе. По статистике Судебного департамента при ВС РФ, большинство дел в арбитражных судах касаются именно таких споров

Как решаются споры с контрагентами

Решить конфликтную ситуацию можно тремя путями.

Внесудебный порядок. По сути, это переговоры или переписка. На практике это выглядит так: предприниматель звонит, пишет контрагенту или приходит к нему и обсуждает проблему. Если не помогло — отправляет письменную претензию.

Этот этап можно пропустить и перейти сразу к следующему, но зачастую его бывает достаточно, чтобы найти компромисс.

Досудебный порядок. Его используют, когда стороны точно знают, что пойдут в суд. В противном случае иск не будут рассматривать (п. 1 ст. 135 ГПК РФ). Суд потребует подтверждающие документы, что стороны пытались договориться мирно: письменные претензии, требования, жалобы, медиативные соглашения.

В законе указаны категории споров, в которых необходимо соблюдать досудебный порядок. Например, конфликты в сфере грузоперевозок или расторжение любого договора аренды.

Судебный порядок. Если первые два способа не помогли найти компромисс, спор решается в суде. Но у этого пути есть недостатки.

Во-первых, судебные дела публикуются в открытых источниках, что может навредить репутации компании. Во-вторых, рассмотрение дел иногда затягивается на месяцы. В-третьих, когда дело доходит до суда, деловые связи часто обрываются — здесь стоит сперва принять решение о том, действительно ли вы готовы отказаться от сотрудничества с этим контрагентом в будущем.

Предусмотреть способы решения потенциальных конфликтов можно заранее, если включить их в договор с контрагентом. Например, упомянуть необходимость привлечения медиатора или претензионный порядок.

Способы внесудебного урегулирования спора

В ст. 138.2 АПК РФ упоминается только три вида примирительных процедур: переговоры, медиация и судебное урегулирование. При этом есть и другие, которые закон использовать не запрещает. Рассмотрим все возможные варианты.

Переговоры

Это наиболее простой и конфиденциальный способ решить спор. Возможно, выгоднее уступить контрагенту в мелочах, чем тратить деньги на судебные разбирательства. Например, согласиться продлить срок поставки или снизить неустойку.

Если у вас небольшое предприятие или переговоры предстоит вести с госорганами, более крупной компанией или монополистом, можно пригласить профессионального переговорщика. Подобные услуги оказывают юридические фирмы.

Медиация

Это те же переговоры, но уже с привлечением независимой третьей стороны — медиатора. Медиатор поможет найти из конфликтной ситуации выход, который всех устроит (ст. 2 193-ФЗ). Обычно медиаторы — это частные юристы или компании, которые работают за гонорар.

Перед началом медиации стороны должны назначить медиатора и заключить медиативное соглашение. Найти медиатора можно на сайте арбитражного суда или через реестр профсоюза. Там же можно скачать образец медиативного соглашения.

Инициирующая сторона отправляет контрагенту письменное предложение об урегулировании спора с привлечением медиатора. Если ответа не будет в течение 30 дней, согласно ст. 7 193-ФЗ, предложение автоматически считается отклоненным.

В ходе переговоров медиатор учитывает не только требования закона, но и особенности спора, взаимоотношения сторон. С его помощью можно найти альтернативное решение, которое невозможно в суде. Пример — соглашение, когда вместо выплаты неустойки поставщик бесплатно увеличивает объем поставки товара.

В отличие от судебного решения, стороны не обязаны исполнять медиативное соглашение (ст. 12 193-ФЗ). Несмотря на договоренность, контрагент может передумать и по-прежнему настаивать на своем.

А вот медиативное соглашение, которое заверено у нотариуса, считается исполнительным документом (подп. 3.1 п. 1 ст. 12 229-ФЗ). Его можно сразу направить судебному приставу, без обращения в суд.

Например, один контрагент повредил товар другого и должен компенсировать убытки. Для решения спора стороны привлекли медиатора, а достигнутое соглашение заверили у нотариуса. Если должник откажется исполнять договоренности добровольно, другой контрагент сможет сразу обратиться к приставам, чтобы взыскать деньги. Если бы медиативное соглашение не было заверено нотариусом, за возмещением ущерба пришлось бы идти в суд.

Направление претензий, требований, жалоб

Если контрагент не исполняет свои обязательства, можно отправить ему письменную претензию. Называть письмо именно так не обязательно: в заголовке может значиться «письмо с требованиями» или «обращение».

Установленной формы претензии в законе нет, поэтому ее можно составить произвольно. В письме нужно указать адресата, суть проблемы и возможные последствия в случае невыполнения требований.

Также нужно прописать срок выполнения требований, который должен соответствовать указанному в договоре с контрагентом. Обычно он составляет от 10 до 30 дней. Если контрагент отвечает отказом или вообще не реагирует на претензию в течение этого срока, за решением спора остается обратиться в суд. Полезно знать, что, согласно п. 14 обзора судебной практики арбитража, срок ожидания ответа не учитывается при расчете исковой давности.

Претензию нужно направить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, передать лично (также с отметкой о получении письма адресатом с подписью и печатью на своем экземпляре) или отправить по электронной почте, если это предусмотрено договором (п. 1 ст. 160 ГК РФ). Для суда это будет доказательством того, что вы соблюли досудебный порядок урегулирования споров.

Отправить письмо нужно на тот адрес — почтовый или электронный, который указан в договоре с контрагентом. Если его в договоре нет — на тот, что указан в ЕГРИП или ЕГРЮЛ. Претензия считается полученной, даже если фактически организация не работает по своему юридическому адресу (п. 3 ст. 54 ГК РФ).


Пример претензии контрагенту с сайта «Главная книга»

Если спор возникает с госорганом, то вместо претензии направляют жалобу. Например, если налоговая доначислила налоги на прибыль, предприниматель должен попытаться решить вопрос мирно. Для этого он отправляет жалобу в вышестоящую инстанцию. Если это не дало результата — нужно обратиться в суд. Кстати, на сайте ФНС можно найти образцы жалоб и узнать порядок их рассмотрения.

Привлечение независимого эксперта или оценщика

Чтобы подсчитать размер ущерба или упущенную выгоду, приглашают независимого эксперта или оценщика. Его заключение станет дополнительным аргументом во время переговоров, хотя и не обяжет контрагента исполнять обязательства. Заключение эксперта можно приложить сперва к претензии, чтобы обосновать размер своих требований, и впоследствии — к иску.

Обращение к бизнес-омбудсмену

В каждом регионе есть бизнес-омбудсмен — уполномоченный по защите прав предпринимателей. Например, в Санкт-Петербурге это Александр Абросимов. Он участвует в принятии законов, рассматривает жалобы предпринимателей на действия госорганов, обращается в суды. Все обязанности уполномоченного по защите прав предпринимателей указаны в ст. 2 78-ФЗ. По сути, это посредник между бизнесом и чиновниками.

Отправить жалобу омбудсмену можно на бумаге или в электронном виде. Рассмотреть ее, согласно п. 2 ст. 4 78-ФЗ, должны в течение десяти дней. Но решение омбудсмена — это лишь рекомендация для чиновников, а не руководство к исполнению.


Образец жалобы от предпринимателя с сайта бизнес-омбудсмена

Итоги: как решить спор без обращения в суд

  1. Решить спор с контрагентом можно во внесудебном, досудебном и судебном порядке. Внесудебный применяется по желанию, а досудебный — когда стороны точно решили идти в суд.
  2. Проведите переговоры с контрагентом. К ним можно привлечь посредника — медиатора. Он поможет найти альтернативное решение, которое устроит обе стороны.
  3. Если контрагент не исполняет свои обязательства, отправьте ему письменную претензию в произвольной форме. В ней укажите, в чем заключается проблема, и пропишите ваши требования.
  4. Пригласите независимого эксперта или оценщика для подсчета убытков. Его заключение можно приложить к претензии в качестве дополнительного аргумента во время переговоров.
  5. Если спор возник с госорганами, обратитесь к бизнес-омбудсмену в своем регионе. Он выступит посредником между бизнесом и чиновниками.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.