Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
8 121 28 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Билеты онлайн - идея, реализация, жестокая реальность и седьмой пот

Делюсь с читателями своими впечатлениями о том, каково это - начать в одиночку заниматься бизнесом в высококонкурентом сегменте e-commerce. Без инвестиций. В кризис.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Привет!

Меня зовут Евгений, я основатель сервиса Bilet.kz и его СЕО. Помимо данных регалий, у меня есть макбук, сайт и перспектива бизнеса. В общем, всё, как у среднестатического стартапа :)

Идея

Началось все осенью 2014 года, когда пришла идея создать сервис по продаже авиабилетов на местном рынке, в Казахстане. На первых порах даже приблизительного понятия о том, как это делается, у меня не было. Я даже некоторое время думал, что надо будет как-то хитро парсить морды сайтов авиакомпаний и все это быстро-быстро собирать и красиво представлять у себя на сайте :)

Провел "разведку" - конкуренты на местном рынке есть, но не много, сайты у них были так себе, и я был уверен, что смогу сделать лучше. Бизнес-план приблизительный составил - все выглядело достаточно оптимистично.

Реализация

Сразу было понятно, что надо искать подрядчиков на разработку сайта.

Изучив местный рынок вебдева, пришел к выводу, что надо искать в ближнем зарубежье. Дело в том, что команд, которые смогут выполнить сложный (как мне казалось тогда) проект, тут не так много, а те, что обещали сделать - просили вплоть до 50к у.е. со старта. Понимая, что в любом случае придется что-то доделывать, стало очевидно, что работая с местными, можно было просто напросто не запуститься и пойти по миру.

Написал письма с примерным ТЗ в 30 компаний, получил ответы от примерно 10. Очень по-разному все оценивали и время на разработку и бюджет. Разброс был очень большой. Я рассчитывал на 10к у.е. и 3 месяца. Забегая наперед, скажу, что в итоге получилось 40к у.е. и 14 месяцев.

Началась разработка. Как обычно бывает, начались разногласия между заказчиком и подрядчиком, постоянные доработки, баги и прочие радости. Время шло, конкуренты развивались, я нервничал. Подрядчик сроки не выдерживал, и пока он что-то делал, у меня появлялись новые идеи (признаю, так нельзя делать) и на их реализацию опять требовалось время. Когда срок разработки перевалил за 8 месяцев, я решил отрезать от сервиса куски, чтобы быстрее запуститься. Что такое MVP, я прочитал уже потом...

Жестокая реальность

В августе 2015-го в Казахстане произошла двукратная девальвация. Авиабилеты жестко привязываются к курсу доллара, поэтому спрос на них сильно просел. Хотя мы этого особо не почувствовали, так как мы еще даже не запустились к тому времени :) Но энтузиазма заметно поубавилось. Так или иначе, мы решили закончить работы и запуститься.

В январе выкатили первую версию сайта. Посещений (и продаж) не было в принципе. А вот расходы были. На первых порах соотношение расходов и доходов было 50 к 1.

b_57c2edb8a8258.jpg

Бизнес-план пришлось переделывать.

Тут самое время отметить, что вообще процесс покупки чего-либо карточкой предполагает банковский эквайринг карт, за что банк просит комиссионные. Если эту комиссию банка наложить на очень низкую маржинальность по авиабилетам, выходит, что доход с одного билета копеечный и единственный способ зарабатывать - продавать. И продавать много! Но посещений и продаж не было. Картинку с котиком выше можно было бы вкладывать после каждого абзаца этой статьи, но именно так все и выглядело.

Седьмой пот

Первая онлайн продажа случилась, правда, уже в первый месяц после запуска, но билетов должно было бы быть уже сотни (согласно бизнес-плана). Тем не менее, это для нас было большим событием после стольких усилий. Дальше началось самое интересное.

Сразу скажу, что супер-продаж мы пока еще не достигли, но опыт в кризисных условиях набирается значительно быстрее.

Чтобы выжить, решили двигаться сразу в двух направлениях - сокращать расходы и увеличивать продажи.

Расходы

  1. Первой под нож пошла бесплатная горячая линия для звонков клиентов, ведь бесплатной она была только для клиентов, а для нас - очень даже платная. Как показала реальность (вообще, реальность часто вносит большие коррективы), клиенты наоборот предпочитают звонить на "понятные" номера с кодом города, поэтому и количество звонков увеличилось и тратить стали меньше.
  2. Переехали в более дешевый офис.
  3. Поменяли хостинг (и дешевле и лучше).
  4. Договорились с партнерами о скидках.
  5. Отписались от веб-сервисов, которые себя не оправдывали либо были некритичны на тот момент:

Доходы

Конечно, нужно было увеличивать как количество посещений сайта, так и конверсию посетителей в покупателей.

Первым делом запустили контекстную рекламу. Появившийся народ позволил хотя бы начать получать какую-то обратную связь и анализировать поведение юзеров на сайте.

Обратная связь иногда была очень демотивирующей.

b_57c2ff3eb161a.jpg

Доля зашедших на сайт и хотя бы начавших какой-то поиск была в районе 40%. Сделавших бронь - жалкий 1%. Но это было уже что-то.

Мы изменили форму поиска вариантов перелетов на более простую, вынесли ее на самый первый экран и конверсия по поиску выросла до 60%. Пришло понимание того, что мы действительно можем что-то улучшать и это реально отражается на наших KPI.

Начали улучшать :)

  1. поменяли чат (перепробовали 6 систем, пока не пришли к chatra.io). Количество сеансов общения с посетителями выросло до примерно 10 в день. Это мало, конечно, но на старте бывали недели без обращений в чат! Часть из обратившихся стали клиентами.
  2. улучшили скорость загрузки сайта - много чего сделали - от prefetch до CDN для картинок. Сам хостинг перевели, конечно, на SSD.
  3. начали добавлять контент на сайт - написали пару статей с инструкцией по онлайн-регистрации на рейсы казахстанских авиакомпаний. Статьи стали достаточно популярными и приводят к нам 10% лидов из органики.
  4. потихоньку начали добавлять обратные ссылки.
  5. добавились в основные бизнес-каталоги.
  6. начали копаться в сервисах - seranking.com, sitechecker.pro и т.д. чтобы выявлять основные проблемы на сайте.

Доползли до ТОП-10..20 по основным ключевикам. Пошла органика. Количество продаж тоже увеличилось. Соотношение расходов к доходам теперь 2 к 1, то есть на окупаемость мы пока не вышли, но смогли улучшить эту пропорцию в 25 раз за 8 месяцев.

b_57c30628c0ca8.jpgПоявились и мотивирующие отзывы.

b_57c3064e31922.jpg

Что дальше?

Реальность оказалась жестокой. Рынок с трудом принимает новичков, особенно без опыта и денег. Но дорогу осиливает только идущий. На ближайшее время у нас запланировано подключение железнодорожных билетов, несколько рекламных фишек и еще кое- что :)

Надеюсь, скоро у меня появится материал на следующую статью в этом блоге для вас. Ну а если есть вопросы по первой части - то готов ответить, задавайте!

+9
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Владислав 48932
Как всегда понятие "mobile first" у нас далеко не в самом верху ТЗ =) А жаль - такими сервисами многие с мобильных устройств пользуются. Посмотрел - дизайн приятный. Но календарь не сразу заметил и нажав потерялся в датах... Подсветите сегодняшний день хотя-бы =) Успехов!
Ответить
Bilet.kz
Билетный оператор в Казахстане
Evgen Nayda
Спасибо, Владислав, за пожелание )

Да, 10% уников заходят с мобильных устройств. Доля, которую уже нельзя игнорировать. Именно поэтому сейчас активно пилим адаптивную версию.
Ответить
Alexey Smolyakov
Сайт не открывается, поэтому сам не смотрел. Но сама идея у Вас не правильная: 10% мобильного трафика это потому что сайт не оптимизирован. Другими словами оптимизация нужна не только для текущих 10%, а для тех 60% которые к Вам не заходят.
Ответить
AgriChain
AgriChain - комплексная онлайн система IT-решений для управления агробизнесом
Панченко Андрей
Ждем новые истории.
Ответить
Виктор 45321
"В чём сила брат?" (C)
На этом рынке сильная конкуренция, за счёт чего Вы хотите всех победить? Что за киллер-фича у Вас?
Ответить
Bilet.kz
Билетный оператор в Казахстане
Evgen Nayda
Наша сила в том, что мы на рынке авиабилетов и не планируем сражаться до крови. Сильно больше денег и возможностей у конкурентов и их инвесторов, собственно и дев и маркетинг у них in-house и так далее. Опустить забрало и воевать с ними - прямой и быстрый путь к написанию поста в рубрику "смерть стартапа".

С самого начала концепцией проекта (и моей главной идеей) было предложить людям площадку, где можно взять любой билет, не только на самолет.
Нужен авиа? - Пожалуйста.
Поезд? - Тоже здесь.
Концерт "Басты"? - Идем на bilet.kz, ведь там еще бонусы остались с прошлых авиа и ж/д.

Все билеты на одной площадке и бонусы между типами билетов - наша "сила".

Я не смогу победить всех по авиабилетам, я смогу победить всех в общем объеме продаж.

А киллер-фичи тоже будут, но в рамках отдельных типов билетов. Пока не буду раскрывать карты.
Ответить
Виктор 45321
Спасибо, понял Ваш план, будет интересно узнать получится ли его реализовать, подпишусь, что бы следить. Удачи Вам
Ответить
Yuri Rusanov
Молодец автор. Трудись, все получится!
Ответить
Bilet.kz
Билетный оператор в Казахстане
Evgen Nayda
Спасибо )
Собственно, другого выбора у меня и нет. Я все вложил в это дело.
Ответить
ubercrm
уберизация и локальные справочники
Саша Noxon
круто) почему не запустились с вайтлейблом какогонить авиасейлс?
Ответить
Bilet.kz
Билетный оператор в Казахстане
Evgen Nayda
Ну мы не ищем легких путей =)
Если честно, такие на местном рынке тоже есть, но КМК они сильно зависят от поставщика решения.
А вот тех, кто рискнул делать полную интеграцию с GDS - единицы. Тут ведь и сложность разработки, и ее цена, и время. Я уже писал, что из-за этого чуть не прогорел. Поэтому те, кто сделал глубокую интеграцию - настроены серьезно. Вот их основными конкурентами и считаю.
Ответить
Руджан Омаров
Ну насчёт местных подрядчиков, Вы перегнули. В Казахстане много хороших студий, которые сделали бы сервис в пределах 3-4 тысяч $.
Ответить
Bilet.kz
Билетный оператор в Казахстане
Evgen Nayda
Я не претендую на истину в последней инстанции, конечно. Подрядчики такие, наверное, где-то и есть :)
Но на тот момент я не смог их найти.
Посоветуете может к кому можно обратиться?
Работы еще много!
Ответить
Руджан Омаров
Можно посмотреть на сайте www.award.kz - это национальная премия в области веб-дизайна, там Вы сможете увидеть работы веб студий и выявить для себя подрядчика, среди участников очень много студий работающих в такой ценовой категории. Или можете обратиться к нам www.reason.kz. Там так же можете посмотреть наши работы. Мой номер +7 (775) 939-02-46, могу Вас проконсультировать с выбором подрядчиков.
Ответить
Bilet.kz
Билетный оператор в Казахстане
Evgen Nayda
С award и начались поиски 2 года назад )
Все крупные компании либо насметили прилично, либо вообще решили не связываться.

В прошлом году даже участвовали в award 2015 с нашим сайд-проектом folding.kz. У нас ведь есть несколько серверов, решили их чем-то полезным нагрузить. Но не победили в своей номинации, только потому, что не было казахской версии сайта.
Ответить
Руджан Омаров
А там очень трудно победить, потому что на сколько мне известно, этот рейтинг создали заинтересованные в привлечении трафика студии. Там много веб-студий двигают свои проекты, но для заказчика это хорошая площадка по поиску подрядчика.
Ответить
Bilet.kz
Билетный оператор в Казахстане
Evgen Nayda
Руджан, ничего трудного - берем и побеждаем :-)

Нам помешал только "0" в графе "Казахский язык". Если у других участников не считать баллы за язык, то мы бы заняли первое место в своей номинации. Вот и все.

И вообще - хорошей идее и крутым разработчикам ничего не мешает победить в любом рейтинге или конкурсе. Все остальное - только оправдания и отговорки.
Ответить
Руджан Омаров
Согласен, я имел ввиду, то что он не является независимым. А независимые рейтинги и номинации хорошо бы повлияли на казнет.)))) У Вас хороший сервис, смотрел по поисковику основные конкуренты это epay.railways.kz и aviata.kz. Вот личный опыт, заказывал билеты на жд с Астаны в Караганду, заходил на сайты через смартфон. минут 20 потратил на заказ из-за отсутствия мобильной версии на epay.railways.kz.
aviata.kz очень хорошо адаптирован под мобилки, сразу видно что под смартфоны и планшеты делали отдельные макеты.
Ответить
Start Fellows
Программа ВКонтакте по поддержке стартапов
Пётр Савченко
Спасибо за материал. Вчера анонсировали его в сообществах Спарка и издания vc.ru:

https://vk.com/vcru?w=wall-33393308_380912
Ответить
Kuralov Anatolii
Подписался)
Ответить
Ruslan Lavrenyuk
Я очень часто катаюсь из Алматы в Астану и обратно. Практически всегда на поезде. Билеты покупаю на epay.railways.kz . Не совсем удобно было во время первой покупки, а сейчас уже привык. К сожалению про aviata.kz не слышал..надо попробовать. Вам желаю успехов. Как только у Вас появятся ж/д билеты, сразу опробую Ваш сервис. Вам желаю успехов и подписка от меня)
Ответить
Valentin Dombrovsky
Не-е-е...
Не полетит. Идея "чтобы человек мог взять что угодно" тоже не нова.
Вы вложили 40 к. у.е. в разработку и поддержку сервиса. Надеюсь, у вас остался хотя бы 1 млн. у.е., чтобы наступить на все грабли и найти путь в нужную сторону. Ну а так-то удачи, да.
Ответить
Bilet.kz
Билетный оператор в Казахстане
Evgen Nayda
Спасибо за отзыв, Валентин.
Подписывайтесь и следите!
Если будет провал, я о нем тоже подробно напишу, обещаю.
Ответить
Valentin Dombrovsky
Ждём исполнения обещаний. :)
Ответить
Leonid Pustov
Разместил статью в сообществе Travel Startups https://www.facebook.com/groups/travel.startups.russia/permalink/1132132100186938/.
Приходите, поговорим там. Все трэвел стартаперы у нас давно ;)
Ответить
Топвизор
Сервис поисковой аналитики!
Дмитрий 13427
Давно не читал интересных кейсов из личного опыта на спарке. Прочитал от корки до корки. Полтора года назад тоже полез в Travel и сейчас развиваем проект https://turbaza.ru по бронированию баз отдыха в РФ. Желаю удачи, заниматься тревелом очень интересно )

Под конец статьи вы написали, что стали разбираться с сервисам по поиску ошибок. Сделал для вас технический аудит https://tpv.sr/1QoBOT7-jv/
Нашлось несколько ошибок, поправьте.
Ответить
TagFly.ru
Туры, отели, авиабилеты онлайн
Попов Павел
С юзабилити у Вас огромнейшие проблемы. Обратитесь к профессионалам за консультацией хотя бы.
Ответить
Bilet.kz
Билетный оператор в Казахстане
Evgen Nayda
О проблемах знаю, работаем над этим.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.