Для нас первая сложность ведения бизнеса в текущей ситуации — это резкое падение интереса населения. Когда у всех стресс, озадаченность вопросом, что делать, что же будет с Родиной и с нами, стоит ли запасаться сахаром, текущие проблемы со здоровьем кажутся мелкими и отходят на второй план.
Мало у кого хватает выдержки заниматься собой, несмотря на то, что именно эта стратегия была бы правильной: жить согласно своим желаниям и потребностям, а не сидеть в Интернете или у телевизора, купаясь в море стресса. Поэтому у нас резко упала посещаемость сайта и социальных сетей, просели продажи в интернет-магазинах. Людям не до этого. Все-таки наша продукция предназначена для улучшения качества жизни, когда жизнь в целом неплохая, но качество ее хочется поднять даже в мелочах. Когда человек испытывает страх смерти или экзистенциальное беспокойство, думая, что будет дальше, он живет другим нарративом. Качество жизни становится второстепенным в его приоритетах.
Разорвалась и коммуникация по привычным для нас каналам. Сперва ковид отсоединил нас от медицинского сообщества, стало трудно взаимодействовать с врачами даже онлайн: они перегружены текущей работой. А сейчас временно потерялась и коммуникация с клиентами, невозможно поддерживать контакт через многие привычные для нас рекламные инструменты, пришлось временно с этим смириться в надежде на лучшее.
Получается, что клиентам итак не до нашей продукции, а мы лишены возможности напоминать о себе, о том, что есть способ улучшить свое самочувствие, здоровье, сгладить последствия тяжелых заболеваний, приема антибиотиков.
Что касается производства, то порядка двадцати процентов поставщиков сырья, молока, упаковки, разнообразных услуг, проинформировали нас о повышении цен в диапазоне 10-30%. У компании есть запасы, и все же, от необходимости закупать сырье никуда не деться.
Стоимость выросла не только у тех, кто торгует зарубежными компонентами, но и в целом. Например, стоимость упаковки выросла на 10%, ведь цена картона, хотя его в России много, выросла на 20%. Приходится все тщательно считать, анализировать, искать альтернативные варианты , но, вероятно, придется и нам в скором времени поднять цены.
Производство детского питания в этом году принесло нам убыток в почти двести тысяч рублей: из года в год понемногу падает рождаемость, соответственно, необходимость в продукции падает вместе с ней. Тем не менее, многие привыкли покупать «Бифилин», поэтому сворачивать производство мы не намерены. Мы считаем, что производство качественного питания задает нам определенную планку: оно дороже, чем в среднем по рынку, но для нас это ориентир, важная миссия и мы будем ее выполнять, пока есть деньги и силы.
Пришлось столкнуться и с неприятным инцидентом: в декабре мы оплатили поставку контейнера флаконов из Китая нестандартного размера из редкого темно-коричневого стекла. У нас живые бифидобактерии боятся света и в светлом стекле могут погибнуть, мы дополнительно защищаем их от солнечных лучей, несмотря на то, что флаконы находятся в упаковке. Но компания, которая доставляла контейнер, проделав половину пути, из-за санкций была вынуждена вернуть контейнер в порт. Пришлось искать способ его снова растаможить. Это задержало контейнер и принесло дополнительные траты. К счастью, жизнь и общая напряженность уже научила меня, что запасы должны быть полугодовыми, поэтому имеющихся флаконов нам хватит до сентября. Это неприятно, но если бы мы не были предусмотрительными, сейчас попали бы в сложную ситуацию — найти такие флаконы в России сложно.
Наше оборудование на упаковочных линиях — китайское и российское, поэтому сложностей мы не ждем. Более того, в прошлом году, видя, что нагрузка на линию фасовки повышается, значительную часть элементов мы на всякий случай заменили новыми. Я часто принимаю решения, предугадывая возможные события, сложности и разумно потратил деньги на заблаговременное обновление — замену блоков, которые подвержены износу, например, из-за механических движений. Теперь работоспособности оборудования точно хватит минимум на 4 года, а там уже надеюсь купить новую линию.
Неприятно и существенно — на 30%, подорожало молоко. Если на производство концентрата «Биовестина» это не сильно влияет, то для детского питания затраты вырастут значительно.
У нас несколько экспортных контрактов, но тут проблемы оказались решаемыми: мы закрыли валютный счет в ВТБ, открыли в другом банке, получили оставшуюся оплату за поставленный товар, нашли транспортный коридор через Турцию.
Как и в любом кризисе: с одной стороны, есть множество проблем, которые нужно решать, а с другой стороны, поднимутся цены на импортные аптечные пробиотики, ведь старые запасы закончатся, а новые придут уже по другому валютному курсу. В этой ситуации наш продукт может получить дополнительное количество клиентов. И да, мы можем на этом даже вырасти, поскольку наши пробиотики находятся в приемлемой для потребителя ценовой категории.
Я не могу заглянуть в будущее и увидеть, какой какой конкретно рост возможен, но предусмотрительно изучаю возможность купить или арендовать участок земли для строительства нового цеха. У нас хороший продукт, давно себя зарекомендовавший, так что есть шанс на расширение бизнеса. Отлаженная технология производства и накопленный опыт использования пробиотиков для укрепления здоровья детей и взрослых позволят нам при определенных условиях вырасти в национального лидера в этой области. Есть и возможность быстро реализовать импортозамещение: инновационные технологии производства имеются, надо только нарастить мощности и расширить сбыт вытесняя импортные продукты. Для этого нам необходимо построить новый завод и оснастить его биотехнологическим оборудованием.
Самое неожиданное и приятное — что мои сотрудники меня подбадривают. Например, дал снабженцу задание промониторить, что происходит с ценами, на тот же картон, он проанализировал, дал мне отчет и говорит, мол, не волнуйтесь, выкрутимся, все нормально. Когда подчиненные поддерживают — это приятно. Много теплых слов поступает от региональных дилеров, для многих из которых сотрудничество с нашей компанией превратилось в дело всей жизни.
В непростые времена такая поддержка имеет огромное значение: я чувствую, что мы команда, у нас общее дело, мы в него верим, развиваем, по мере необходимости — стабилизируем, и это позволяет преодолеть любые преграды.