Что такое хороший бизнес-план? Часть 2
В связи с часто задаваемыми вопросами, хотелось бы вернуться к рассуждению на тему: чем отличается хороший бизнес-план от прочих и почему свой бизнес-план лучше чужого готового.
Давайте определимся с понятиями: бизнес-план, что это такое?
Два слова в названии отражают его суть. Первое слово - «бизнес». Прямой перевод - «дело». Причем, тут надо четко различать, что дело может ставить своей целью получение дохода и тогда это будет предпринимательство. Но целью дела может быть и достижение иного значимого и общественно полезного эффекта. Например, чистые улицы после субботника.
Итак, слово «бизнес» обозначает дело, в нашем случае - цель. Эта цель - прибыль или иной полезный эффект.
Ну, а слово «план» - это способ достижения этой самой поставленной цели, исходя из текущего состояния и доступных ресурсов.
И да, бизнес-план - это не только описание цели и пути её достижения, но и обоснование выбора этого пути. Что подразумевает и проведение некоторых исследований и расчётов.
Зачем нужен бизнес-план?
Дело в том, что бизнес, по самому своему определению, невозможен вне отрыва от общества, от взаимодействия людей друг с другом. Например, Робинзон никогда не смог бы заняться бизнесом до появления Пятницы. Хотя Робинзон, строго говоря, никогда и не был в полном одиночестве, ведь у него был «двор» в виде его окружения - кошек, собак, козлят и прочих попугаев.
Также, можно утверждать, что бизнес-план пишется для конкретной целевой группы. Например, это может быть сторонний инвестор и тогда бизнес-план помогает понять суть бизнес проекта, и служит для оценки рисков и выгод. Или сам инициатор и тут бизнес-план помогает понять и посмотреть «со стороны» на свой бизнес проект, или банк - бизнес-план показывает движение денежного потока и способность проекта обслуживать кредит и описывает риски и залоги проекта, или это может быть чиновник и тогда бизнес-план показывает социально-экономическую значимость проекта для территории, ну и так далее…
Тут стоит напомнить, что так как бизнес-план описывает конкретный путь достижения некоей обозначенной цели начиная от текущего состояния, то сколько не было бы написано бизнес-планов каждый хороший бизнес-план будет уникален, так как он содержит описание уникального набора целей, путей и ресурсов в контексте интересов конкретной целевой группы читателей (пользователей).
Следствием этой ситуации напрашивается простой и печальный вывод: любой бизнес-план - одноразовая продукция.
Более того, с течением времени он устаревает, так как изменяются внешнее окружение и внутреннее состояние проекта. Следовательно, после использования бизнес-плана - его повторное употребление проблематично, так как могут измениться целевая группа пользователей, набор имеющихся и/или требуемых ресурсов или другие обстоятельства.
Можно с полным правом утверждать - каждый хороший бизнес-план уникален. Время его использования в неизменном виде - ограничено.
Именно поэтому, любой где-либо найденный, а не разработанный под конкретную ситуацию и цель, бизнес-план не является «хорошим», так как совпадение ситуаций, целей и способов ведения бизнеса - невероятно.
Тут, также, следует помнить, что каким бы хорошим и уникальным бизнес-план не был, это не панацея для хорошего и успешного бизнеса.
Продолжение следует