редакции
Как фрилансеры повышают цены на работу?
Известный факт —фрилансер работал-работал с вами за определенную сумму. А тут, вдруг, запросил на 30-50% больше денег. Да, такое происходит часто. И это нормально, потому что каждый хочет оценивать свою работу по достоинству и “ не прогибаться” — хороший фрилансер знает себе цену. И по истечении 6-10 месяцев может запросить прибавки к своей ставке, если работает с вами по абоненту ( т. е. на постоянной основе).

Итак, какие аргументы используют фрилансеры, чтобы увеличить свою почасовую или помесячную ставку:
1. Хочу предупредить, что цена стала за работу выше.
Например, рекламный баннер раньше для вас раньше стоил 1000 рублей, а теперь — 1500 рублей. У вас в бюджете заложено 10.000 на месяц, а теперь нужно 15000. Конечно, в рамках преуспевающего бизнеса это некритичное изменение, но не самое приятное, если бюджет сверстан.
Как объясняет фрилансер такое изменение цены?
- апеллирует к изменениям рыночных цен и приводит примеры расценок своих знакомых/дизайнеров из агентств/других фрилансеров с биржи;
- рассказывает, что лучше возьмет меньше клиентов, но с чуть большей ставкой за услуги, потому что так может делать более продуманные продукты.
На что обратить внимание и когда есть смысл пойти навстречу:
a) Когда фрилансер говорит о работе искренне, без надменности, cпокойным распологающим к беседе тоном.
b) Когда объясняет, что благодаря вашим и другим проектам “прокачал” свои знания до уровня профи и понимает, что работа по старому прайсу невыгодна. Если об этом исполнитель предупредил заранее — он умничка. Если поставил перед фактом — повод задуматься, он действительно стал опытнее или просто воспринимает вас “дойной коровой”.
Что делать? Посмотрите его обновленное портфолио на бирже или личном сайте, отклики других заказчиков за последние пару-тройку месяцев. И делайте выводы.

2. Я профессионально вырос. И как исполнитель, и как руководитель/менеджер
Такой аргумент тоже можно услышать, особенно если вы брали в помощники начинающего фрилансера. А через год с вашей помощью он стал почти экспертом и уже интуитивно предлагает сам решения проблемы. Понимание с обеих сторон важности и необходимости совместного сотрудничества помогает обеим сторонам ответить на вопрос “могу ли я заработать/платить больше за такую помощь?”.
Что делать? Логично поощрять исполнителя рублем. Или придумать другие мотивационные “фишки”, которые позволят оставить денежную ставку на том же уровне. А исполнителя сделают счастливее. Например, предоставить полис ДМС или посещение спортзала. Иногда это срабатывает, но не всегда.
Помните: на рынке фриланса нет фиксированного прайса, есть ценовая вилка каждого фрилансера, ниже которой он не будет опускаться. Кому-то ставка в 5000 рублей за лого подходит, кому-то нет. Так что, иногда исполнитель мыслит категориями “этот отвалится, зато другой клиент придет и заплатит “. И никакие “плюшки”, кроме денежных его не замотивируют.
Так что, держите этот момент в голове. Рынок фриланс-услуг живет по тем же законам, что и другие виды рынков. На цену здесь влияет спрос.

3. Я буду повышать ставку, но постепенно.
Исполнитель пересматривает цену. И сначала назначает на 10 % выше, через месяц еще на 10%. И в конце года стоимость услуг будет на 60-70%больше в сравнении с ценой в начале года. Хитрый прием, но не такой болезненный для вас, как заказчика.
Если вы имеете доступ к финансовым ресурсам и можете коррелировать бюджет на работу фрилансера, такой вариант роста цены не покажется сильно критичным.
Потому что вы спокойно будете закрывать финансовый период, закладывая дополнительные траты в каждый месяц работ. Главное, периодически отслеживать на биржи ставки других фрилансеров с тем же уровнем компетенций. Возможно, из цена будет ниже.
С вашей стороны вполне логично узнать заранее у фрилансера, устраивает ли его ставка за работу на 10% выше. Или это неокончательное с его стороны изменение цены за услуги. Такой вопрос даст понять фрилансеру, что вы заинтересованы в его работе, а вам — тщательнее планировать финансовый год.

4. Посмотрите мое портфолио. Я стал более продвинутым и хочу больше зарабатывать.
Формулировка может быть несколько иная, но суть понятна: исполнитель сделал upgrade портфолио и в нем появились более сложные проекты — повод начать повышать ставку за услуги.
Что делать? Еще раз изучить портфолио, проверить, появились ли какие-то сертификаты по повышению квалификации, крутые работы для титанов рынка. Если хотя бы часть из этого в портфолио есть — повод платить чуть больше. Ведь, и в ваших интересах работать с толковым и умным исполнителем.. Потому что, даже по практике наших заказчиков, выгоднее оставить “старичка”, чем нанимать нового - тратить время на обучение, на интеграцию в бизнес-процессы и коммуникацию со всеми звеньями цепи.
