Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
2 943 3 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Умная бюрократия — волшебная таблетка для растущей компании

Когда на троих два ноутбука и один стол, легко разбираться, кто что должен делать. Хаос в молодой компании — это нормально. Но чем больше людей, тем сложнее управлять их работой. Мы расскажем, как и почему нужно внедрять умную бюрократию.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Когда-то Паша, Сергей и Саша начинали бизнес втроем и спокойно могли работать в закутке коворкинга с парой столов и электрочайником. Дело пошло, появились первые серьезные деньги — стали подключаться новые сотрудники. Вот уже компания переезжает в опен-спейс в хорошем бизнес-центре.

Все весело, бодро и строится на личном общении. Но проходит совсем немного времени — фирма подрастает еще чуть-чуть, и наступает хтонический хаос.

По офису ходят люди, которых непонятно кто и под какие задачи нанял. Саша говорит, что его привел Сережа для помощи Паше — Паша говорит, что это приятель Сережи, неплохой кодер, — Сережа говорит «впервые вижу!». Рядом сидит парень с макбуком — явно что-то очень важное делает, на экране знакомые прототипы, но кто его привел и кому он отчитывается? Вроде денег хватает, но куда они уходят? Голова идет кругом, нервы на пределе, кто-то стер важные файлы, а из офиса куда-то пропал ноутбук — недавняя идиллия катится в тартарары.

Плохая новость: это не редкость. Особенно для компаний и стартапов, которые очень быстро выросли с дружной группки основателей до 30-50 и более сотрудников. Хорошая новость: волшебная таблетка существует. И имя ей — умная бюрократия.

Если вы сейчас поморщились и хотите закрыть статью — не спешите. Потому что мы расскажем совсем про другую бюрократию, которая не имеет ничего общего с канцелярщиной и тупым перекладыванием бумажек.

Бюрократия — это не страшно

Классическая трактовка — в Википедии — негативная. И даже как-то пугает.

Бюрокра́тия (от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. κράτος — господство, власть) — направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчиненным); также под бюрократией подразумевают класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из этих представителей центральной правительственной власти.

Здесь нет бизнеса, но есть государственное управление, классы, правительства и прочие страшные штуки, которые к нашей реальности имеют мало отношения. В нашей реальности мы клянем бюрократами в основном чиновников, которые гоняют из кабинета в кабинет, заставляя подписывать ненужные бумажки. Но — вот сюрприз — эти бумажки являются частью сложного процесса. И без них некоторые правильные вещи могут произойти не так, как надо. Хотя что-то бесчеловечное в этом есть.

Но давайте забудем чиновников и посмотрим, чем бюрократия может помочь нам.

Вот определение из современного финансового словаря компании «Финам»:

Бюрократия — структура организации, для которой характерны: четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника.

Выделим ключевые понятия:

  • структура,
  • иерархия,
  • правила,
  • стандарты,
  • показатели,
  • принципы.

Ничего сложного — все стройно и структурировано, а потому — понятно и предсказуемо. А теперь давайте разберемся, как это работает для растущей фирмы.

Краткое пособие по умной бюрократии

Оргструктура многое решает

Простая параллель из ботаники: дерево и заросли кустарника.

Когда мы видим дерево, легко понять, дуб это, клен или береза, старое оно или молодое, сколько на нем веток и какие из них засыхают. С первого взгляда понятно — больное дерево или все хорошо. Это аналогия компании с четкой оргструктурой.

С кустами все сложно: вы видите только самый первый ряд. Все, что дальше, скрыто. Вы не знаете, больны или здоровы кусты, какие они, что с ними творится: чирикают ли там милые птички или собака догнала и уже душит кролика. Это компания без оргструктуры.

Стройная иерархия, четкие роли и прозрачность — по какой бы модели ни выстраивалась оргструктура, бюрократия делает ее упорядоченной и понятной.

  1. Формализуются задачи и области ответственности. Теперь у Сережи есть своя команда, а Саша знает, что им можно поручить тестирование продукта.
  2. Формируются понятные связи «начальник — подчиненный», «постановщик задачи — исполнитель — ответственный». Когда Паша сделает свою часть работы, он точно будет знать, кому нужны результаты. И новый парень с макбуком придет именно к нему за задачами.
  3. Появляется основа для введения критериев эффективности работы сотрудников. Незнакомый «хороший кодер» может стать ключевым специалистом — потому что объективно лучше работает, чем сам Паша. У Паши другие задачи.
  4. Основатели и инвесторы видят, что происходит в компании. И рабочие встречи Саши, Сережи и Паши не превращаются в выяснение, кто и почему не протестировал фичу, которую вчера залили на сервер.

Делегирование — признак взросления команды

Когда мы видим, кто за что отвечает и кому подчиняется — раскрываются во всей красе все возможности делегирования.

  • Задачи от непосредственного руководителя невозможно проигнорировать — в отличие от ситуации, когда прилетает таск от кого-то, кого ты в глаза никогда не видел. Потому что именно этот человек тебе посчитает зарплату в конце месяца.
  • Оценка работы сотрудника становится объективной, потому что легко можно проверить количество закрытых задач и качество выполнения. В отличие от задорного стартаперского хардкора, когда выше всего могут цениться люди, которые создают много шума, но не приносят реальной пользы.

Делегирование превращается в осознанный, управляемый и контролируемый процесс — бюрократия дает возможность оптимально распределить задачи с ориентацией на текущую загрузку сотрудников, а не разбросать их между теми, кто согласен взять работу, и ждать от моря погоды.

Это сразу отучит Сережу хватать за пуговицу любого собеседника на кухне, озадачивая его только что родившейся идеей. И все вздохнут с облегчением, потому что потом Сережа может и не вспомнить, чего он хотел.

Бизнес-процессы нужно строить

Когда оргструктура сформирована и задокументирована, вступает в игру следующий козырь — возможность сформировать, регламентировать и описать бизнес-процессы в компании.

На этом этапе сразу проявляются все затыки и узкие места. Например, может выясниться, что команда Сережи сидит и ждет результатов от команды Паши. А Паша с товарищами давно все подготовил — но не сообщил об этом Сереже. Потому что «мы же всегда так делаем, ты же видишь запись в таске». Или вдруг окажется, что половина лидов проваливается между двумя отделами — одни читают почту, но не принимают решения, вторые читают … какую-то другую почту, куда пишут только случайные люди.

Объективная информация — это возможность для улучшений и оптимизации. На этапе моделирования и проектирования бизнес-процессов может поменяться даже оргструктура компании.

Ничто не вечно под луной — и в рамках умной бюрократии любые изменения возможны.

Регламенты, инструкции, правила — это работает

За отдающими бюрократической канцелярщиной словами стоит простая идея — для каждого процесса должен быть прописан гайдлайн. Что, как, в каком порядке делать и к кому идти, если что-то идет не так.

— А как же свобода и творческое самовыражение?

— Ха-ха.

Мы делаем бизнес, а не играем в бирюльки. Поэтому свобода, творчество и самовыражение уместны там, где можно улучшить работы и соответственно — оптимизировать гайдлайн.

Ковырять карандашом в носу и думать о покорении мира — это не творчество. Лучший способ самовыражения — придумать, как делать ту же работу с меньшими затратами сил, времени и средств без потери качества. Или обратная пропорция — с лучшим качеством, но без увеличения затрат.

И опять же — при составлении инструкций могут обнаружиться странные вещи. Прописав все шаги по оформлению заявки на тендер, вы можете найти кусок работы, которую никто не делает вовремя, и тут же вспомнить, как вы сами в последний момент добавляли эти слайды в презентацию. Ура, в следующий раз за них будет отвечать конкретный человек.

Добро пожаловать в реальный мир: так работает умная бюрократия.

Аналитика

Когда у нас есть точная информация по структуре компании, эффективности сотрудников и бизнес-процессам — запускается механизм непрерывной аналитики.

— Зачем это нужно?

— Чтобы держать руку на пульсе и знать, что происходит в компании.

Банально — чтобы в любой момент времени можно было видеть, кто работает хорошо, а кто не очень, и какую команду можно разогнать без слез, сантиментов и ущерба для компании.

И тут внезапно оказалось, что старый Пашин приятель давно пригрелся в отделе, где его знания никому не нужны, — но человек же компанейский!

Источниками данных для аналитики могут быть

  • автоматические отчеты системы управления проектами,
  • отчеты (недельные, месячные, квартальные) сотрудников,
  • финансовые отчеты.

Главное не перейти черту, при которой генерация отчетов занимает больше времени, чем выполнение непосредственных рабочих обязанностей. Потому что тогда (возвращаемся к определению «Финам»):

По мере разрастания бюрократия создает своей собственной деятельностью все бОльшие транзакционные издержки.

Про отчеты и их полезность для дела очень здорово написал Ли Якокка в своей классической книге «Карьера менеджера». Ее обычно заставляют читать в институте к экзамену по менеджменту, но никто не читает, конечно. Самое время восполнить пробел. Почитайте.

Планирование и прогнозирование

И вот мы подошли к главному преимуществу умной бюрократии. Основываясь на объективных данных о компании, мы можем строить реалистичные модели и планировать развитие в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Главное — помнить, что сценарии и модели бывают не только оптимистичными, но и пессимистичными.

Это уже совсем другой уровень управления: когда задачи руководителя формируются не текучкой и затыканием дыр прямо здесь и сейчас, а необходимостью строить работу компании в соответствии со стратегическими планами. Ну и другой уровень ответственности, конечно.

Умная бюрократия против глупой

У умной бюрократии есть недостаток: человеческий фактор руководителя. Страсть к регламентированию и регулированию всего и вся может превысить допустимые пределы и умный подход превратится в глупый, когда на обслуживание бюрократической системы и управление будет уходить намного больше ресурсов, чем на саму работу.

Коротко про умное и глупое:

  1. Для умной бюрократии характерна гибкость, для глупой, наоборот — косность и отрицание изменений. Армейские уставы времен царя Гороха — лучший пример регламентов в системе глупой бюрократии.
  2. Четкая оргструктура в рамках умной бюрократии не влияет на демократию в коллективе. В глупой — превращается в диктатуру формата «сказали — делай, я начальник — ты дурак».
  3. В умной бюрократии выполнить задачу проще, чем не выполнить. В глупой — иногда проще отказаться от выполнения, чтобы не генерировать бесконечные отчеты, а отделаться объяснительной отпиской.
  4. Умная бюрократия развивает компанию, потому что улучшения идут со всех сторон, как снизу, так и сверху. Глупая бюрократия замораживает компанию и процессы: в сегодняшних условиях это равносильно движению назад.

Умная бюрократия — это здравый смысл и здоровая организация процесса. Глупая — желание регулировать и контролировать каждый чих и вздох. Какой путь выбрать — зависит только от вас. А инструменты предложит Битрикс24.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Ivan Antipin
Статья отличная, но продукт ваш фуфло
Ответить
Starter
Экспертная помощь стартапам
Prolis Labkk
Золотые слова!
Ответить
Карина Свиридова
Каждый вправе выбирать тот продукт, который его устраивает.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.