Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
1 358 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Бизнес с родственниками и друзьями: плюсы и минусы

На тему ведения бизнеса с родственниками и близкими друзьями есть множество мнений, которые можно условно разделить на две большие группы. Первая группа – это те, кто категорически «за». Вторая, наоборот, выступает категорически «против» того, чтобы предпринимательскую деятельность вести с представителями ближайшего окружения – родственниками и друзьями. В любом случае у этого явления есть как очевидные плюсы, так и не менее очевидные минусы.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Плюсы и минусы ведения бизнеса с близкими людьми

Когда заходит речь о бизнесе с родственниками, то первое, что приходит в голову – это семейный бизнес, как в кино, когда это какая-то крупная корпорация, доли в которой переходят по наследству. В действительности же ведение бизнеса с ближайшим окружением – родственниками и близкими друзьями – в качестве деловых партнеров и сособственников бизнеса чаще актуально для начинающих предпринимателей.

Плюсы

1. Моральная поддержка. Действительно, в начале предпринимательской деятельности у начинающего бизнесмена пока еще, скорее всего, нет обширного круга знакомых бизнесменов, деловых партнеров, ему нужна моральная поддержка.

2. Финансовая поддержка. У родственников и друзей можно занять денег на старт бизнеса. Более того, если ввиду каких-то форс-мажорных обстоятельств начинающий предприниматель не может вовремя вернуть им деньги, взятые на раскрутку бизнеса, они, скорее всего, смогут подождать возврата долга немного дольше. Кроме того, такого рода «родственный» займ чаще всего не имеет стоимости, то есть, это бесплатный кредит, проценты по нему платить не надо. Моральная и финансовая поддержка – это очевидный плюс ведения бизнеса с родными людьми, причем, в некоторых случаях этот положительный момент может оказаться очень важным, который послужит реальным толчком к развитию большого и успешного бизнеса.

3. Проще договориться. С родными и близкими всегда проще найти общий язык, с ними проще договориться. Особенно, когда это касается распределения обязанностей и полномочий. Хотя именно последнее – полномочия и обязанности – как раз является своеобразным камнем преткновения в «дружественно-семейном» бизнесе.

Минусы

Их на самом деле может быть много и все их можно сгруппировать в две одинаковые по значимости для деловых перспектив группы: неадекватность и непрофессионализм.

1. Главным минусом ведения бизнеса с родственниками и друзьями, который может не просто отрицательно повлиять на развитие дела, но и вовсе поставить на нем крест, является неадекватное восприятие родственным деловыми партнером существующей реальности.

Могут начаться элементарные обиды, которые не имеют под собой абсолютно никакого основания. Например, партнеру-родственнику (другу) может показаться, что от него слишком многотребуют, «не по-родственному». При этом доля прибыли, которая предназначена родственнику или другу обязательно ему покажется меньше, чем он заслужил. Именно заслужил, «по-родственному», точнее, только потому, что он родственник или друг, а не заработал по справедливости.

Другим примером неадекватного делового, точнее, неделового поведения родственника или друга является требование неких особых условий – повышенных премий, лучших проектов и т. д. Очень распространено, когда кто-то из семейного бизнеса начинает изображать из себя «большого начальника», порождая недовольство коллектива.

Если же при этом родственный деловой партнер совершит ошибку, за которую нужно будет понести какое-то наказание (например, разделить штраф за нарушение условий договора или на неуплату налогов), то отговорка «свои люди – сочтемся в другой раз» может стать привычной.

Бизнес, который ведут супруги, может привести к тому, что когда одна половина учредителей в виде одного из супругов делает что-то не так, партнер не может ввиду родственно-семейных отношений прекратить ошибочные действия, наказать партнера. В итоге это сказывается на снижении прибыльности и, в конченом итоге, может привести к прекращению бизнеса.

Кроме того, многие в такой ситуации не могут разделять правила игры, принятые в семье, и те, что актуальны в общей предпринимательской деятельности. К примеру, в семье распределены роли таким образом, что главой семьи, принимающей решения, фактически является жена, а в совместной фирме наоборот – муж директор, а супруга заместитель. Может возникнуть диссонанс, который никак не будет способствовать развитию коммерческого успеха фирмы.

2. Второй огромный минус ведения бизнеса с родственниками и друзьями – непрофессионализм. Каким бы ваш родственник, друг ни был хорошим, понимающим человеком, душевным собеседником и т. д., он вряд ли будет специалистом в том вопросе, который для вас сейчас наиболее актуален.

В начале предпринимательской деятельности вполне объяснимо и обосновано привлечение к выполнению тех или иных работ непрофессиональных друзей и родственников. Это как минимум приводит к значительному снижению расходов. Да и сам предприниматель очень часто, когда только начинает коммерческую деятельность, зачастую выполняет работу менеджера по продажам, бухгалтера, инспектора отдела кадров, водителя-экспедитора и т. д.

В дальнейшем, с ростом объема фирмы предпринимателю понадобится, чтобы все работы выполняли строго узкие специалисты. И тогда возникнет необходимость отказаться от услуг родственников и друзей, которые до этого выполняли эту работу за небольшие деньги.

В этот момент проблема непрофессионализма может превратиться в первую проблему – в неадекватность. Непрофессиональный родственник может обидеться на то, что он помогал, а теперь от его услуг вдруг несправедливо отказываются. Предприниматель, не желая обострения ситуации, может оставить родственника или друга на этой должности, предпочтя комфорт в отношениях прибыльности и успешности бизнеса.

Как вести бизнес с родными и близкими: 7 правил

В любом случае делать выводы о том, стоит ли вести бизнес с родственниками и друзьями, нужно исключительно исходя из конкретных условий: конкретного человека, предпринимателя, и его конкретного окружения, а также исходя из имеющихся взаимоотношений между ними.

Тем не менее, необходимо придерживаться определенных правил, когда вы все-таки решили вести бизнес с кем-то из близких друзей или родственников.

1. Ничего личного, только бизнес. Необходимо четко разделить и оставить все семейное и дружеское дома. На работе – только рабочее: предпринимательство, дисциплина, ответственность и т. д. Никаких поблажек, исходя из родственных и дружеских отношений.

2. Договориться обо всем «на берегу». Никаких «Начнем бизнес, а потом, как пойдет прибыль, договоримся» и никаких «Свои люди - сочтемся». Какими бы близкими ни были ваши отношения, деловые сферы необходимо четко разделить заранее: кто что делает, кто за что отвечает и кто какую ответственность, вплоть до рубля, будет нести в случае чего. Естественно, размер вложений и будущих прибылей тоже необходимо разделить заранее. Лучше подписать договор – даже если вы муж и жена и когда-то давно поклялись в вечной любви друг к другу.

3. Бизнес должен быть интересен всем участникам. Недопустимо, чтобы родственник или друг был вашим партнером только для того, чтобы помочь по-дружески: он должен это делать, как коммерсант.

4. Не эксплуатируйте родственника и друга. Конечно, они могут согласиться вам помочь и бесплатно. Но любая работа должна оплачиваться.

5. Если родственный или дружеский партнер не очень хорошо справляется с поставленными перед ним задачами, можно ему помочь – делом или советом. Но не нужно делать за него работу.

6. Это правило является продолжением предыдущего. Если вы сомневаетесь в компетентности своего друга или родственника и при этом есть возможность отказаться от его услуг – откажитесь.

7. Если в процессе предпринимательской деятельности возникают какие-то вопросы или проблемы, которые не урегулированы заранее «на берегу», решать их нужно сразу, тут же, по возможности, в момент возникновения.

(c) Бизнес.Ру

-1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.