редакции Выбор
Райф и Сбер: состоится ли обмен пленными?
Не секрет, что Райф под шумок заработал большие деньги на комиссиях за валютные переводы как единственный крупный банк не под санкциями.
Зарубежные активы Сбера были убыточными, в т.ч. из-за санкций 2014 года. Например, в 2019 г. пришлось продать турецкий DenizBank с большим дисконтом. Все европейские дочки с марта 2022 г. под блокирующими санкциями вместе с «мамой», они проходят процедуру банкротства и ликвидации. Т.е. речь идет уже не о дисконте, а возможности вытащить оттуда хоть что-то. Так что сделка по обмену была бы крайне выгодна Сберу.
От прибыли Райфа акционерам материнской RBI ни холодно ни жарко: получить дивиденды они не могут — недружественным нерезидентам выплаты запрещены. Но Райф продолжает надеяться продать российский бизнес, получив разрешение правкомиссии РФ (банки продавать нельзя по указу президента).
Главный вопрос для нас — получит ли Сбер апсайд в случае, если сделка всё же выгорит? Актив вкусный и качественный, получить его за условный €1 — жирный плюс. Но воспользоваться преимуществом будет сложно: валютные переводы, основа прибыли Райфа, Сберу недоступны. И главное — на другой стороне сделку будут блокировать австрийский и европейский регуляторы, т.к. это считается обходом санкций.