А значит, это важно и нам — для понимания перспектив разворота в сторону смягчения ДКП, роста на рынке акций и облигаций (особенно длинных).
В 2025 году (в 2027-й заглядывать не вижу смысла) расходная часть составит 40,3 трлн руб. Рост на 6% г/г — все в рамках приличий, и даже меньше официальной инфляции.
Но здесь важна не сумма, а структура. Изначально предполагалось сокращение расходов на оборону (очевидно, ждали окончания СВО в 2024-м). В проекте наоборот — заложен их рост с 10,4 до 13,5 трлн рублей. А это та часть расходов, которая напрямую работает на инфляцию. ВПК (если это не экспорт) практически не создает добавленной стоимости, не покрывает дефицит товаров при проблемах с оплатой импорта, провоцирует кадровый голод, рост зарплат и разного рода выплат.
У многих сложился стереотип, что в Центробанке сидят всезнающие прошаренные дяди и тёти, которые получают информацию раньше всех. Но вот сама г-жа Набиуллина говорит: «Хотелось бы увидеть параметры бюджета, прежде чем давать прогнозы по ДКП». Подозреваю, что бюджет в ЦБ увидят вместе с депутатами, и для них это будет убедительным сигналом повышать ставку дальше.
Что еще интересно в проекте бюджета? Заложено снижение доли нефтегазовых доходов (НГД) до 27%, раньше они доходили до 40%. Слезаем таки с нефтяной иглы! А если серьёзно — Минфин просто не видит нефть высоко в ближайшие годы. Упор — на налоги и прочие внутренние источники. Газпром всё-таки получает шанс на досрочную отмену НДПИ, возможно, в пользу дивидендов (но это не точно, снижение налога не = дивиденды).
Закладывается рост расходов на обслуживание госдолга, т.е. все 3 года ставки по ОФЗ ожидаются относительно высокими.
Общий вывод: бюджетный стимул продолжит оказывать мощное инфляционное давление. Все идёт по плану, чудес со скорым снижением ставки не ждём.
Какие у вас ожидания по ДКП на год вперед?