Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
😼
Выбор
редакции
715 2 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Год разработки, 12 млн руб. затрат и что в итоге?

Рассказываю про маркетплейс заказа бытовых услуг, владельцы которого решили разработать собственный продукт. Вышло в 60 раз дороже, чем покупка готового решения.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

В этой статье я расскажу об одном интересном проекте – Безруких.нет. Это одни из клиентов, которые интересовались нашим Cервисом ПИ год назад для запуска аналога Профи.Ру и YouDo. На тот момент мы с ними не смогли договориться о сотрудничестве, но не так давно я увидел их рекламу, и мне стало любопытно, как проект развивается. Ребята запустили свой кастомный проект и дали мне небольшое интервью по поводу того, как они разрабатывали и как продвигали стартап.

Запуск состоялся этой осенью. Мне стало интересно, почему они не сделали на нашей коробке сервиса ПИ, и, почему дальнейшее сотрудничество не состоялось. В том числе интересует, как сейчас развивается проект, и, почему такой продукт получился в итоге.

Первое, о чем хотелось сказать, это то, что разработка проходила в течение года. Тратить год на разработку не критично. Гораздо страшнее потратить 12 миллионов рублей на год разработки. Это очень большие деньги. Каждый месяц уходило по миллиону разработчикам, помимо этого 2 миллиона заплатили за дизайн. Да, он получился качественный, удобный, продуманный. Но нужно ли все это на старте проекта?

Я всегда рекомендую придерживаться следующего алгоритма.

  • Когда ты планируешь запускать свой проект, начинай делать MVP с ключевой бизнес-функцией.
  • Далее распространяешь, тестируешь и слушаешь обратную связь. В тот момент, когда несколько людей высказали свое недовольство на счет дизайна, стоит задуматься.

Что мы предлагали

Я часто задавался вопросом, почему они не купили у нас "Cервис ПИ". Какие были реальные причины, проблемы, которые помешали сделать на его базе. Инфраструктура есть, если ты хочешь крутой дизайн – заплати 2 миллиона и еще 1 миллион за внедрение в сервис.

Когда мы делали конкурентную разведку, даже топовые московские студии просили за разработку аналога youdo 1,5 - 3,5 млн за нативную разработку. Возможно, причина в том, что разработчики уже в штате, возможно в чём-то ином.

Снова о нативной разработке

Не так давно я рассказывал о программистах, которые верят в свою религию, утверждая, что приложения надо делать только нативными, вне зависимости от поставленной задачи.

Когда мы изначально обсуждали сотрудничество, речь шла о том, что необходим готовый продукт, а не MVP-версия. То есть необходимо все сделать с нуля и круто. И программисты на стороне компании занимали позицию, что некоторые технические ограничения нашего сервиса не позволяют сделать адекватный проект (скорее всего речь о web-view).

На самом деле хорошо, когда человек твердо уверен в том, что он делает. Но конкретно для этого проекта такой выбор программиста обошлёлся дорого, ведь была возможность сэкономить 5-8 миллионов рублей, даже если делать нативно.

Маркетинг

Главная проблема всех маркетплейсов в том, что непонятно, кого развивать в начале - заказчиков или исполнителей? Начнешь раскручивать рекламу на исполнителей – они заходят в сервис, видят, что заказчиков нет, и уходят. Аналогично с заказчиками. Вследствие этого, перед маркетплейсом стоит проблема, как правильно распределить маркетинговый бюджет на старте. Объективного решения проблемы нет: каждый выкручивается по своему в зависимости от тех ресурсов, которыми располагают.

У этих ребят есть предыдущий проект, связанный с такси, где было большое количество водителей. Водитель всю жизнь не только баранку крутит, он может и гвоздь забить и лампочку ввинтить, да и мало ли полезных функций у наших водителей такси :) Т.е, какие-то базовые бытовые работы они вполне могут выполнять. Собственно, они кинули клич по водителям своего второго проекта, чтобы те зарегистрировались. Так у них появилась база исполнителей с минимальными тратой бюджета. Далее нужно привлекать заказчиков владельцы проекта сконцентрировались на этом.

На мой взгляд идея гениальная, ведь по большому счёту ценность маркетплейса в базе пользователей. А тут с минимальными затратами на привлечение они наполнили базу исполнителей живыми людьми, которые уже имеют большое доверие к проекту.

Unit-экономика

Зайдя на сервис ребят, увидел 505 заданий по всей России. Это крайне мало, вспоминая какой бюджет был потрачен бюджет – 2 миллиона на маркетинг за два месяца, не говоря уже о деньгах на разработку.

При больших инвестициях крайне важно задать себе вопрос: "Сколько один клиент тебе стоит и сколько ты на нём зарабатываешь?" Пока ты не посчитаешь unit-экономику, ты не сможешь понять, где находится точка безубыточности. Т.е., не ясно когда 12 миллионов окупятся. Если в перспективе – это 12 лет, тогда не стоило заниматься таким проектом изначально, если придумать как окупить за год, то это отличный проект.

Конкуренция

У владельцев я спросил, как они будут бороться с YouDo. Как оказалось, никак бороться они не собираются. Да, они запустили много денег в рекламу, но нужно не забывать о конкуренции, о том, что помимо вас есть еще ряд маркетплейсов услуг. Без четкого анализа конкурентов не получится дальше понимать в какую сторону развиваться и на что давить. Соответственно, чтобы отнимать какую-то часть у YouDo и Профи.Ру необходимо чем-то выделится в положительную сторону. Должна быть целевая аудитория, которая воспримет вашу фишку, сделает на нее ставку и перейдет с этих маркетплейсов к тебе. Иначе это будет просто слив денег.

Недавно запустились Яндекс.Услуги. Как эти ребята будут бороться с ними - не знаю. У Яндекса на порядок больше ресурсов, с точки зрения маркетинга, и нужно придумать фишку, почему ваши клиенты, которые оставили те же 505 заданий, не пойдут в Яндекс.

b_5c012f2c0b8f7.jpg

Важность MVP

Я бы на самом деле позанимался этим вопросом и поработал бы с владельцем. Вопрос очень интересный, потому что в любой стезе может случиться Яндекс. Ты запустил аренду спецтехники? На следующий день выходит Яндекс.Спецтехника. Запустил сервис заказа еды? Завтра выходит Яндекс.Еда. Как работать с тем сервисом, у которого больше денег и на порядок больше возможностей? В этом случае можно было начинать с MVP, чтобы была возможность подстраивать свой сервис под аудиторию. У стартапов перед корпорацией всегда одно преимущество - это скорость.

Мы запустили Сервис ПИ для того, чтобы при запуске своего стартапа, человек смог в нужный момент внести правки под аудиторию. Яндекс так сделать не может потому что это огромная корпорация и сначала нужно согласовать план изменений, необходимо придерживаться корпоративного стиля и т.д.. А вы можете себе позволить сделать приложение с обычным, дизайном и менять логику проекта хоть каждый день, увидев перспективы для развития.

Пишите, что думаете по поводу такой суммы. Если у вас 12 миллионов, чтобы запустить такой проект? Так же пишите в комментариях, как вам сервис Безруких.нет и сильно ли он отличается от Яндекс.Услуг.

Обращайтесь на почту - d@brightmobile.ru , заходите на наш сайт - https://brightmobile.ru , смотрите видео на моем YouTube-канале - https://www.youtube.com/channel/UCoXCrCSkRAEr-SL-s...

+2
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Александр Исупов
Когда увидел рекламу, просто прифигел от названия сервиса. Ничего не хочу сказать, но если такую рекламу увидит какой-нибудь человек с ограниченными возможностями (например у него действительно нет рук, не важно по какой причине) - каково ему будет? Мне кажется это немного не этично..
Ответить
Bright Mobile
разработка приложений на базе Сервиса ПИ
Денис Гордиенко
Согласен. Одно дело нейминг "Кабанчика" со слоганом "метнись кабанчиком", другое дело вот такой вариант. Очевидно, что владельцы никого оскорбить не хотели, но определённый негатив тут явно будет
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.