5 очевидных и очень серьезных ошибок для стартапа или любой другой компании
Ошибка 1: брать на работу знакомых
При необходимости найма сотрудников не работайте с друзьями/родственниками и прочее. Проблемы личного характера возникнут обязательно, а увольнять друзей ой как сложно.
Ошибка 2: брать на работу кандидатов "на первое время сойдет"
Во многих проектах у нас всегда возникала необходимость срочно найти персонал. Уж не знаю, так получалось от неопытности или это особенности бизнеса в России, но разбейтесь в кровь, не спите ночами, но ждите настоящего профессионала или действительно подходящего человека. Даже в стартап можно привлечь сильного специалиста, а потери от неподходящих людей очень даже легко пересчитываются в деньги. В офлайн проекте Organic Market (сейчас работает только как интернет-магазин) продавцы, которые были найдены на скорую руку делали на 30% (!!!) меньше выручки, чем мы сами.
Ошибка 3: не считать деньги
Звучит странно, но факт, что многие предприниматели этого не делают в должной мере. При чем тут хочется отметить 2 аспекта: экономия в мелочах и деньги-время.
Сэкономить в бизнесе можно на очень многом, а с опытом понимаешь это еще сильнее. Самые простые примеры: условия по аренде офиса (можно договариваться об отсрочках, рассрочках, скидках, отсутствии залоговых месяцев), телефония и интернет (разные тарифы отличаются очень прилично), закупки товаров оптом, бесплатный трафик (реклама) и т.д. и т.п.
Деньги-время — важный аспект. Сокращение кассового разрыва - один из аспектов успешного бизнеса. "Покупаем как можно позже — продаем как можно раньше", это если простыми словами. Также сюда можно отнести кредиторскую задолженность и размещение свободных средств, но это тема для отдельной статьи.
Ошибка 4: цифра 1 в бизнесе — это плохо
На все, я повторяю, абсолютно на все должна быть подстраховка: от каналов сбыта и поставщиков до интернет-провайдеров. Только так можно гарантировать бесперебойность и эффективность работы компании. В зависимости от типа фирмы разные нюансы могут быть более или менее критичны, но лучше страховать все. Вспомнилась японская пословица: даже если меч пригодится тебе 1 раз в жизни, лучше, чтоб он был с тобой, когда понадобится.
Ошибка 5: уделять недостаточно средств маркетингу
Думать, что твой товар клиенты купят сами и сразу — губительно. Поэтому планируйте постоянные расходы на рекламу. Уделять время маркетингу зачастую важнее, чем продукту.