Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
1 031 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как развивать сотрудничество бизнеса и местных сообществ. Опыт Тольятти

Есть такая форма объединения ресурсов для решения социальной проблемы — community foundations. В России она известна как «фонды местных сообществ», первый из которых появился в Тольятти, ещё в 1998-м году его возглавил Борис Цирульников.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

О практиках взаимодействия с бизнесом для решения социальных проблем с Борисом поговорил координатор Конкурса СОЛь Алексей Маслов.

Любой фонд местных сообществ по определению глубоко погружен в контекст своей территории, видит проблемы — и тех, кто решает их профессионально. На территории всегда есть розничный бизнес, который предоставляет свои услуги широким слоям населения. Причастность такого бизнеса к решению социальных проблем позитивно влияет на бизнес в целом.

За более чем 23 года управления фондом местных сообществ Борис «собаку съел» на создании нетривиальных партнерств с бизнесом. «Наша задача — найти такую программу решения социальной проблемы, которая выгодна и фонду, и бизнесу», — говорит Цирульников. Это процесс творческий и непрерывный. Всегда нужно что-то докручивать, чтобы тема развивалась. Когда совпадает целеполагание, партнерства получаются устойчивыми. Бизнес может перестать поддерживать тот или иной проект с НКО, делающей одну и ту же услугу. Но когда есть большая картинка, то легко найти новую форму, отвечающую изменившимся запросам бизнеса.


Какие практики взаимодействия с бизнесом есть у фондов местных сообществ?Сейчас очень модно говорить об эндаументе как форме создания устойчивой модели финансирования социальных проектов (довольно объемно об этом написано в «Википедии» и на портале «Такие дела»). Борису удалось взять эту идею и собрать целевой капитал, разместить его в местном банке.

Для местных банков идея формирования целевого капитала оказалась выгодной. Это и снижение налоговой нагрузки, и возможность управлять средствами, и поддержка важных для бизнеса социальных тем. Управляя средствами целевого капитала, банк привлекал в эту форму взаимоотношений другие бизнесы. Такая форма позволяет поддерживать социальные проекты на территории, которые важны для бизнесов, вложившихся в целевой капитал. Плюс — на конкурсной основе на социальные проекты дополнительно направляется 3 млн рублей.Бизнес охотнее включается в коллаборацию с фондом, когда используется его основная деятельность как часть социального проекта. Например, когда терминальный бизнес ещё активно рос и на рынке было много игроков (не только QIWI), один из банков сделал свой терминал, и сделал партнерскую акцию с Фондом Тольятти. Вот в чем она заключалась: с родителей в школах часто собирают деньги — то на ремонт полов, то на замену окон, это всегда воспринимается как вытягивание денег из семейного бюджета и не ассоциируется с развитием детей.

В фонде родилась идея переосмыслить эту практику. В ходе акции родителям предлагалось вкладываться в развитие социальных проектов, развивающих у детей различные эстетические наклонности, мягкие навыки, улучшающие среду. В бюджет таких проектов закладывали и инфраструктурные расходы. Конкретно — родители могли подойти к терминалу банка и поддержать тот или иной проект. Банк не брал с этих сумм комиссию, и передавал деньги в фонд для осуществления проектов.

Позже акция переросла в общую программу развития образования — в ней принимало участие 15 образовательных учреждений, каждый год на поддержку образовательных учреждений направлялось до 3-х млн рублей. Эту форму начинали использовать и другие банки, а потом стали применять системы сбора через банковские карты. Для банка важно было приучить клиентов пользоваться терминалами для платежей и вовлечь людей в свою деятельность.

За 20 лет экосистема поддержки решения социальных проблем сильно преобразилась. Сейчас фонды местных сообществ сталкиваются со значительными вызовами — поменялась инфраструктура поддержки социальных проектов, значительные ресурсы поддержки социального сектора сосредоточены в федеральных государственных институциях и распределяются централизованно. Локальные фонды, которые чувствуют проблемы на своей территории намного лучше, зачастую могут помочь меньшей суммой чем, например, Фонд президентских грантов. Изменился и ландшафт бизнеса. Крупный бизнес растёт, составляет значительную конкуренцию локальным игрокам. Решения в федеральных компаниях часто принимаются централизованно, что усложняет диалог о решении проблем на конкретной небольшой территории.

Чтобы использовать ресурсы федеральных игроков, Борис организовал Партнерство Фондов местных сообществ. Получая федеральные деньги от крупных фондов и компаний, Партнерство вкладывает их в развитие общих тем для местных сообществ в России, и в качестве операторов на территориях привлекает фонды местных сообществ.

Например, Партнерство получило грантовые средства на создание благотворительных спектаклей — на деньги гранта было проведено 2 фестиваля с участием 14-ти коллективов. Команда Партнерства выезжала на территории, исследовала механики и поддерживала тех, кто принимал в них участие, а новые территории обучала лучшим практикам проведения таких благотворительных спектаклей. В такие проекты Партнерству удается привлекать бизнес, который поддерживает их ресурсами на билеты и проживание.

Сегодня в стране около 50-ти фондов местных сообществ, эта модель уже стала традиционной новацией — заняла свою нишу и даёт возможность прорасти локальным общественным инициативам.


Материал подготовил Центр содействия инновациям в обществе СОЛь.

Центр СОЛь занимается исследованием и развитием экосистемы социальных инноваций в России. Мы выявляем и поддерживаем тех, кто создает устойчивые инновационные решения социальных и экологических проблем. Для это мы проводим исследования, делаем Конкурс СОЛь.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.