Ковид-19 — положительный фактор?
Свою лепту в увеличение годовых продаж внесла и разразившаяся в конце 2019 г. эпидемия коронавируса — темпы роста только повысились, и самый пик пришелся на начало 2020 г. Ковид-19, несмотря на все свое разрушительное влияние, положительно сказался на развитии молочной промышленности. Причина довольно проста: китайские потребители оказались более внимательными к своему здоровью и осознали всю пользу употребления молока.
Итак, растет рынок — ширятся и возможности компаний в этом секторе. Но как же выйти на этот огромный процветающий рынок и выдержать конкуренцию местных компаний? Какие тенденции наметились на китайском молочном рынке? Давайте разбираться!
Последние тренды молочного рынка 2020
· Растительное молоко
В Китае наиболее быстро растет рынок растительного молока, и к концу 2020 г. он составит около четверти общего объема рынка напитков. 82% китайцев, употребляющих растительную пищу, покупают также и молочные заменители — такие, как соевое, рисовое, миндальное и овсяное молоко. По оценкам Euromonitor, соевое молоко является абсолютным лидером продаж в Китае, его годовой рост продаж за 2014-2018 гг. составил порядка 9%! Одна в последние годы популярность набирают и другие растительные заменители молока — увеличивается спрос на миндальное, арахисовое, кокосовое и даже ореховое молоко! Шведский бренд растительного молока Oaltyсумел учесть запросы потребителя и теперь является ведущим поставщиком в Китай.
· Импортное = хорошее
Если взглянуть на полки молочного отдела супермаркета Carrefour в Шанхае, можно заметить, что почти половина продукции — импортная. Сейчас на Китай приходится 25% международного импорта. В 2018 г. объемы импорта составили 2,74 млн тонн, общей стоимостью 10,65 млрд долларов, что почти на 15% превысило аналогичные прошлогодние показатели. Среди импортируемых молочных продуктов — сухое молоко, жидкое молоко, сыры и проч. Главными странами-экспортерами выступают Новая Зеландия (основной источник импорта), Австралия (сухое и свежее молоко), страны ЕС (Германия — свежее молоко) и США (сухая сыворотка).
Чем дискредитировал себя отечественный производитель?
1. «Молочные скандалы»
Во-первых, на предпочтения китайских потребителей большое влияние оказала череда т.н. «молочных скандалов». Они возникали из-за низкого качества детских продуктов питания и нарушения норм продовольственной безопасности. Так, в 2008 г. разразился крупный скандал на почве добавления в детские смеси опасного компонента — меламина, отчего пострадало более 300000 детей, среди которых шестеро умерло от камней в почках. Виновником была названа китайская молочная компания Sanlu Group. Новый конфликт возник в мае 2020 г., когда у пятерых детей развилась экзема и рахит от употребления обогащенных белком сухих молочных смесей. Тогда в китайской сети Weibo хэштег #郴州大头娃娃事件 («инцидент с большой головой ребенка в Чэньчжоу») набрал более 70 миллионов просмотров! Т.о., все эти скандалы подорвали доверие китайских родителей к отечественному молочному сектору. Они стали отдавать предпочтение импортным сухим молочным смесям. Сейчас в некоторых городах иностранные бренды занимают практически 80% рынка детских смесей! Поэтому правительство ввело запрет на импорт продукции от незарегистрированных брендов.
2. Импорт восполняет нехватку отечественного производства
Внутреннее производство в Китае по-прежнему не может удовлетворить растущий спрос на молочную продукцию. В таких условиях, импорт крайне важен для Китая. С 2015 г. на китайский рынок вышли две крупные компании Нормандии: «Maîtres Laitiers» и «Isigny Sainte Mère». Последняя построила специальное подразделение, чтобы производить сухое молоко на экспорт своему китайскому партнеру Biostime Pharma. Это была удачная инвестиция, с наймом сотни новых сотрудников и увеличением производства молочных ферм на 20%. Ежегодный оборот составляет 119 млн евро — почти половину от общего оборота компании. По такой же схеме пошли и «Maîtres Laitiers», поставляющие сейчас порядка 690 млн пакетов молока в год — цифры поистине астрономические!
Каковы требования китайской стороны к импортируемым товарам?
— Подходящий/неподходящий продукт
— Экспертная оценка продукции в импортирующей стране
— Характеристики продукта
— Производственный контроль и инспекционные требования
— Требования к оформлению документов
Китай предъявляет множество строгих требований к импортируемой продукции и соответствующим компаниям, плюс, накладывает высокие платежи. Поэтому сейчас существуют более простые методы экспорта.
«Суррогатный шопинг» — старый новый тренд?
Т.н. «суррогатный шопинг» — дайгу 代购 — особая форма экспорта, когда одно лицо или группа экспортеров закупают продукцию для потребителей в Китае, и порой незаконно обходят налоги на импортные товары. Фактически, все привезенные ими предметы декларируются как личные вещи, которые как раз налогами не облагаются. Многие китайские родители обращаются к продавцам-дайгу за импортным молоком, а те закупали его в Гонконге, Австралии и др. и привозили для перепродажи в Китае, разумеется, по более высокой цене.