Бизнес-менторство: инструмент, который увеличивает обороты в 10 раз
Сэм Якушев и Евгений Тихонов, участники «Менторской гостиной», резиденты бизнес-клуба «Атланты», рассказывают в материале, какие еще есть плюсы в таком формате.
В бизнес-клубе «Атланты» есть мероприятие, на котором предприниматели в неформальной обстановке получают поддержку и новые знания — «Менторская гостиная». Основатель группы компаний IT~BP Сэм Якушев участвует в нем в качестве наставника. В статье он объясняет, какую пользу приносят сессии с ментором, кому они подходят и как получить от них максимум. В конце своими впечатлениями делится ученик «Менторской гостиной», или менти — Евгений Тихонов. Предприниматель рассказывает, какие запросы обсуждал с наставниками и что почерпнул на встречах.
Думаю, многие слышали о менторстве и представляют его так: приходит самоназванный наставник и выдает очевидное вроде «Солнце встает на востоке». Ученик в итоге не получает никаких ответов и впустую тратит деньги. Ну и неудивительно — ментор не был на его месте, откуда ему знать? Раньше я тоже думал, что мои проблемы в бизнесе совершенно уникальные, и никто не разберется в них лучше меня. Но как-то взял книгу Ицхака Адизеса «Управление жизненным циклом корпорации» и после каждой главы думал: «Почему я раньше этого не знал? Не наломал бы столько дров». Тогда и понял, что совсем не одинок в своих трудностях — и начал искать бизнес-комьюнити и обращаться за консультациями к менторам. В конце концов пришел к выводу, что менторство стоит любых денег, потому что наставники придают уверенности. Получается, что предприниматели с бóльшим опытом и оборотами оценивают и подтверждают ход твоих мыслей. И это на самом деле очень ценная информация. Менторы делятся лайфхаками и показывают короткий путь к целям. Кто-то возразит: «Да это все гуглится!». Но на мой взгляд, если есть надежные эксперты, которые помогают обойти подводные камни, сэкономить время, заработать больше — почему бы не воспользоваться? Проведу параллель с парикмахерской — каждый может подстричься дома самостоятельно по видео на YouTube. Но мастер в барбершопе быстрее сделает ровную стрижку, еще и настроение на весь день поднимет. Чаще всего я работаю с двумя типами менти: Из последних кейсов: менти был производителем вина. Напиток созревает к продаже более 10 лет — только в этом случае он приносит хорошую прибыль. Предпринимателя интересовало, как ему зарабатывать деньги на производство уже сейчас, а не один раз в десятилетие. Для винного бизнеса мы придумали два варианта решения. Первое — запустить краудфандинг для любителей вина и давать за разные суммы те или иные бонусы. Второе — позиционировать вино как инвестицию, которая через 10 лет окупится в несколько раз, и таким образом привлекать инвесторов. Это поможет производителю получить выручку заранее, а покупателю — добавит уверенности, что приобретение не пройдет впустую. Варианты решений в менторстве абсолютно индивидуальны и могут не сработать даже в похожей нише. Все-таки мы разрабатываем идеи с учетом всех вводных: экспертизы и ограничений предпринимателя. Поэтому так и ценится формат менторства — в нем рождаются идеи на базе опыта ментора и экспертизы бизнесмена. Такого не найти ни в одном гайде в интернете. Готовиться к сессии. Запишите все вводные, чтобы на встрече быстро погрузить ментора в контекст и успеть обсудить запрос, потому что обычно она ограничена по времени. Так ментор и менти работают более сфокусировано на сессии, потому что знают о лимитах. На мой взгляд, именно такие ограничения рождают гениальные решения. Быть открытым к любому мнению. Найдите людей с экспертизой не из вашей сферы. Они обычно не в курсе ситуации на вашем рынке и не знают, по каким законам он живет. Вот здесь и начинается настоящий креатив: часто самые свежие и полезные идеи находятся именно на стыке экспертиз. Я Евгений Тихонов, сооснователь лингвистического агентства E&T, которое занимается устными и письменными переводами документов. На «Менторскую гостиную» пришел с двумя запросами: Понять, что драйвит в бизнесе. На менторстве мне порекомендовали найти позитивную мотивацию и понять, зачем я хочу развивать бизнес. Кстати, наставники предлагали разные способы, их ответы никак не пересекались. Кто-то предлагал идти путем логики и цифр, который мне ближе, кто-то — через интуицию. С менторами второго подхода мне было особенно интересно пообщаться: они смогли подсветить мне, чего я не видел и от чего закрывался. Мне посоветовали поискать свою миссию, ради которой захочется расти в бизнесе семимильными шагами. Допустим, я могу поставить себе цель создать благотворительный фонд — на это мне потребуется X рублей. Здесь бизнес будет играть роль инструмента, который помогает реализовывать мою миссию. Другой ментор рекомендовал логически убедить себя, что бизнес стоит развивать. Представить, например, что сможешь в таком случае купить себе квартиру побольше и выписать плюсы и минусы приобретения. Если я реально хочу это сделать, нужно найти больше аргументов «за». Инвестировать, а не накапливать. Менторы показали мне стратегии, которых я у себя не замечал. Например, я коплю деньги компании на депозите, но не пускаю их в оборот и чувствую себя молодцом. Ведь есть стабильность и деньги, которые покрывают зарплаты и аренду. Наставники подсветили мне, что это не сильно предпринимательский путь — деньги должны работать. Так я увидел себя со стороны и задумался, почему поступал так и какие направления инвестирования хотел бы попробовать. В итоге я определился, что хочу вкладывать деньги в коммерческую недвижимость. Вкладываться в развитие агентства. Также менторы показали, что я неохотно делегирую — например, не формирую отдел продаж. Это действительно так, отчасти это связано со страхом, что затраты на это направление не оправдаются. Мне порекомендовали выделить какую-то сумму, которую не так страшно потерять и протестировать работу продажников у себя в агентстве. Взвешивать перед началом нового дела. Мнения наставников разделились: кто-то сказал, что многие предприниматели так теряют деньги — и лучше сфокусироваться на основном бизнесе. Кто-то посоветовал исследовать рынок в других странах, других нишах и в конце концов выбрать выгодное направление. С новым бизнесом я пока не определился. Есть интересные сферы вроде маркетплейсов, недвижимости, ИИ. Но с точки зрения логики и здравого смысла теперь понимаю, что нужно вкладываться в свое агентство, где уже есть слаженная команда, сильная экспертиза и высокая маржинальность. Не скажу, что наставники открыли мне абсолютную истину, а я достиг просветления и четко двигаюсь к целям. На мой взгляд, менторство в первую очередь работает, как мозговой штурм: у предпринимателя появляется возможность найти разные пути решения своего запроса. Бонусом — получить поддержку от бизнес-комьюнити и увидеть стратегии, которые помогут развить свое дело.

Опыт ментора: как помогают встречи с наставником
Ловил себя на сомнениях в пользе менторства — например, когда купил самую дорогую в своей жизни консультацию за 200 000 рублей. А ментор мне сказал: «У тебя все нормально, двигайся дальше». Я тогда задумался, а за что вообще заплатил? Узнал ли что-то новое? Стоило ли оно того?

Кому подходит менторство
В рамках менторства встречался с руководителем веб-студии. За время нашей работы его компания сделала X10 по оборотам.
Как получить от менторства максимум
На «Менторской гостиной» на общение отведено строго 30 минут. Обычно 2–3 минуты уходит на знакомство, еще 2–3 — обсуждение вводных по бизнесу, 2–3 минуты — постановка запроса, 20–23 минуты — генерация идей
Эйнштейн говорил прекрасную фразу: «Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно — он-то и делает открытие»
Обрабатывать и внедрять идеи. Будьте готовы самостоятельно выбрать решение и применить его в бизнесе. Просто прийти послушать — недостаточно, реально менторство начинает работать только после менторства. Запрос решит не «волшебная таблетка» от наставника, а ваша дисциплина. Опыт менти: как выглядят итоги наставничества

Один ментор предлагал идти через соединение с собой и понять, чего действительно я сейчас хочу. Он сказал, что мотивация меняется в течение жизни — это надо почувствовать. Например, ближе к 45 годам человек становится менее энергичным, отходит от социальной гонки и фокусируется на своих искренних желаниях. Такая мотивация может появиться и раньше — и это как раз мой случай.
