«Наставничество — это бумеранг»: как встречи с ментором помогают масштабировать бизнес
Каким бывает наставничество
Ещё будучи в корпорациях, я играл роль наставника для команды. Со временем понял: наставничество — это бумеранг. Чем больше ты отдаёшь, тем больше получаешь. Как бы пафосно это ни звучало, помогая другим, ты инвестируешь в себя, развиваешь вокруг сообщество осознанных предпринимателей.
Я сталкивался с двумя видами наставничества. Первое — когда наставник не даёт советов. Это международная практика, она более распространённая. При таком подходе менти сами ищут ответы на свои вопросы, тут ментор — скорее проводник.
Есть и второй подход — делиться опытом, чтобы другие не повторяли чужих ошибок. Это мой способ наставничества.
Опыт других предпринимателей позволяет сэкономить миллионы в своём бизнесе: ты уже знаешь, что не откликается рынку, на что не нужно тратить время и средства. Например, мы с коллегами выделяли крупные бюджеты на развитие соцсетей, партнёрились с разными digital-маркетинговыми агентствами, которые разрабатывали стратегии по цифровому присутствию, — но результата не было. Сейчас я сразу предупреждаю предпринимателей, которые хотят инвестировать в эту сферу, что так не работает. А ещё — отвечаю на любые вопросы. Такое взаимодействие даёт руководителям компаний и топ-менеджерам необходимый толчок для развития и помогает масштабироваться комфортно и с удовольствием.
Зачем предпринимателю нужен наставник
Наставник необходим любому предпринимателю — как начинающему, так и уже опытному. И вот почему:
- Со стороны многие процессы становятся виднее. Предприниматели иногда перестают развиваться, утопая в рутинных задачах. Очень важно, чтобы в этот момент кто-то посмотрел на бизнес под другим углом — это практика helicopter view, которая помогает порефлексировать над развитием бизнеса и масштабировать его.
- Сессии с опытным наставником экономят приличную сумму: клиенты, которые сотрудничают с нашей компанией, могли бы уже на эти деньги запустить ракету в космос! Не могу назвать точную цифру, так как с каждым подписываем NDA, но речь идёт о миллиардах рублей.
- Я заметил, что более 70% задач, с которыми к нам обращаются предприниматели, — однотипны. Уверен: не нужно тратить огромные бюджеты, чтобы учиться на своих ошибках, если можно «подсмотреть» опыт других.
- Менторство экономит не только деньги, но и время. Простой пример: если человек хочет плавать под водой, он может сам задержать дыхание — на минуту-две. Или — может обратиться к опытным фридайверам: они научат приёмам, которые помогают ставить мировые рекорды. Для этого и нужен наставник: он объясняет предпринимателю разные техники и прокачивает навыки, чтобы бизнес «удержался на плаву» и быстрее масштабировался.
- Наставник поделится лайфхаками, о которых не принято говорить. Иногда опыт противоречит общепринятым догмам. Например, многие считают, что компания должна работать с болями клиента. Но я говорю, что нужно сразу выводить клиента на новый уровень, а не искать старые болячки, — и этот подход работает лучше.
Какие проблемы предпринимателей решает наставничество
Ко мне на наставничество чаще всего приходят средние компании — с целью масштабироваться до уровня крупных. Руководители уже разбираются в бизнес-процессах, но достигли потолка и не могут двигаться дальше. Они научились зарабатывать деньги, а теперь учатся наполнять бизнес осознанностью, думать о пользе продукта, позиционировать себя в сфере, планировать личностное развитие.
Поделюсь несколькими кейсами, с которыми резиденты «Атлантов» пришли ко мне на менторство.
Как позиционировать компанию
Сергей Дубровин, основатель промышленной компании «22 век», которая поставляет технологическое оборудование для крупных производств, обратился ко мне с задачами оптимизации бизнес-позиционирования и развития.
С чем он пришёл: компания поставляла маневровую технику и крановое оборудование. При этом у них было преимущество перед конкурентами: даже при закрытых границах с помощью собственной международной логистики они быстрее, чем другие компании, доставляли оборудование — благодаря этому у их заказчиков снизился уровень простоев. Но компания позиционировала себя больше как поставщик.
Что сделали мы с командой: проанализировали деятельность компании и поняли, что ребята просто не замечают свои сильные стороны — глубокую инженерную компетенцию, опыт разработок технологических решений, интеграцию с собственными IT-разработками и продуманной международной логистикой. Они фокусировались на «алом океане». Мы вышли из их парадигмы этого мышления и предложили переупаковать позиционирование компании: предлагать клиентам более комплексный офер — инвестиционные решения с помощью оптимизации технологического процесса.
Что в итоге: руководитель компании прислушался к нашему совету — и за счёт нового позиционирования увеличилось количество потенциальных клиентов, что позволяет повысить рентабельность минимум на 15%, а чек — на 35%. Сейчас «22 век» уже успешно выходит с новым позиционированием на локальные и зарубежные рынки.
Как сменить вектор деятельности
А Никите Пытько, фаундеру компании MA Decigi, который входит в топ-40 селлеров на Wildberries среди более 800 тысяч продавцов, наше наставничество изменило вектор мышления.
Что было до нашего наставничества: Никита позиционировал себя как человек, который умеет запускать проекты и быть селлером, развивал свой бизнес на Wildberries.
Что обнаружили на менторских сессиях: по факту Никита видел потенциально новые рынки по развитию цифрового ритейла. Мы предложили предпринимателю диверсифицироваться и продвигать свою компанию как инвестиционную: то есть не продавать на Wildberries, а продавать тех, кто продаёт на Wildberries. При этом он может подсказывать другим предпринимателям пути развития — его опыта хватает для наставничества в цифровом ритейле.
Что в итоге: сейчас Никита развивает магазины на Wildberries до определённого уровня — и перепродаёт. В этом направлении он заработал уже десятки млн рублей. К тому же, предприниматель открыл для себя новую сферу — наставничество на рынке e-commerce. Работа с ментором показала предпринимателю, что он визионер, и теперь он мыслит масштабнее, вышел в новую парадигму мышления. Сейчас ему не нужно продавать больше, чтобы зарабатывать больше: есть рынок с гарантированным доходом, и Никита уже сам помогает другим зарабатывать в данной нише.
Как менторство помогает самому наставнику
В менторстве всегда получается синергия: ты помогаешь, а в ответ помогают тебе. На этом подходе я выстроил компанию ESSG, где мы поддерживаем предпринимателей, опираясь на свой опыт.
Для меня менторство — это выход из парадигмы «или-или», понимание, что можно мыслить нелинейно, объёмно. Во многом катализатором этого понимания стало сообщество «Атлантов»: здорово быть частью комьюнити, которое ты сам развиваешь. У предпринимателей в клубе горят глаза, они кайфуют от своего бизнеса. Глядя на них, я и сам сделал выбор в пользу предпринимательства после многих лет работы в найме.
Как выбрать наставника
В наставники лучше выбирать опытного единомышленника, который уже достиг определённого уровня в предпринимательстве и может предостеречь от типичных ошибок. Наставник с личным бэкграундом увидит, какой путь масштабирования подойдёт предпринимателю в конкретный момент.
По данным ВЦИОМ, у 78% россиян есть человек, которого они могут назвать своим наставником. Для 21% опрошенных это — коллега.
А вот образ идеального ментора, по мнению респондентов:
- требовательный, строгий (75%),
- практико-ориентированный (71%),
- с гибким мышлением (61%).
Наставник должен придерживаться прогрессивных взглядов (64%) и допускать неформальный стиль общения (61%). Лучше, если это будет кто-то из окружения, знакомый (66%).
От себя добавлю: наставнику важно развивать лидерские способности и стратегическое видение, а также практиковать helicopter view. Но самое главное — чтобы наставник и «ученик» мыслили созидательно, старались сделать окружающий мир лучше.
Резиденты «Атлантов» идеально подходят на роль наставника: каждый имеет многолетний опыт в бизнесе (в среднем — около 20 лет), гибкое мышление и способность мыслить нестандартно. В клубе создана поддерживающая атмосфера, где каждый участник может поделиться своим опытом и спросить совета у единомышленников.
***
Чтобы найти поддерживающего наставника и поделиться своим опытом с другими предпринимателями, вступайте в бизнес-клуб «Атланты».
