Неочевидное добро или управление клиентом в проекте автоматизации
Раскроем важную тему, роль заказчика в проекте внедрения информационной системы и управление заказчиком.Вы скажете – зачем заказчиком управлять? Особенно если это вы – заказчик. .
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
У вас возникла потребность в автоматизации, вы ее осознали, выбрали подрядчика, выделили бюджет, заплатили исполнителю.
С какой стати теперь исполнитель будет управлять вами — пусть лучше свою работу работает. А что если без управления Заказчиком со стороны исполнителя вероятность успешного проекта существенно снизится? Мы ведь хотим, чтобы система была запущена в эксплуатацию. Давайте разберемся
Проект — это совместная работа двух сторон
Иногда мы сталкиваемся с ожиданием клиента, что он заплатит подрядчику деньги, после чего спустя заданный срок просто получит систему. В последнее время такой подход встречается всё реже, но он до сих пор не «вымер» окончательно.
Давайте разберем, почему проект — это большая и плотная работа Заказчика и Исполнителя?
«Обследование бизнес-процессов»
В начале проекта Заказчик предоставляет информацию о своем предприятии — его структуре, сотрудниках, принятых методах работы и подходах, специфике процессов и организации труда.
В зависимости от того, как построено обследование у данного конкретного подрядчика-автоматизатора, эта информация может быть получена и систематизирована по-разному.
Но в любом случае будет необходимо организовать встречи с пользователями (сделать так, чтобы они пришли, и чтобы они честно отвечали на заданные вопросы). Нужно будет предоставить много информации о компании — начиная от регламентирующих документов, заканчивая доступами в информационные системы. Затем, получив от исполнителя документацию, ее нужно прочитать. Нужно сделать так, чтобы ключевые пользователи, руководители подразделений, все заинтересованные лица, прочитали документы внимательно, дали обратную связь.
Причем все эти шаги четко ограничены во времени — особенно если проект в целом должен завершиться к конкретной дате.
Получилось, что на этапе «Обследование» заказчику необходимо выполнить много задач. А если эти задачи не будут сделаны? Можно ли создать подходящую для компании учетную систему и внедрить ее, если процессы, которые будут проходить в системе, не поняты руководителями подразделений, не утверждены ими? Создать систему можно. Но будет ли она «подходящей»? Скорее всего нет.
«Моделирование или контрольный пример»
После обследования начинаются следующие этапы проекта. Выбранный подрядчик, в зависимости от принятой технологии, будет каким-то образом показывать вам, как будут проходить процессы бизнеса в учетных системах, предполагаемых к внедрению. Будет описывать необходимые разработки и настройки. Можете ли вы, как Заказчик, не участвовать в этом?
«Реализация, разработка»
А далее, когда исполнитель будет реализовать разработки, делать интерфейсы и автоматизированные рабочие места, рисовать макеты отчетов и печатных форм. Можете ли вы, как заказчик, не участвовать в приемке? Не смотреть промежуточные результаты?
Можете, и тогда на выходе вы получите что-то неожиданное.
Чем меньше заказчик участвует в проекте, чем меньше он погружен в совместную работу, тем больше будет разбег между его ожиданиями от системы управления, и реальной системой, созданной исполнителем.