Идея конструктора постепенно обрела форму, а затем выросла до полноценной программы. Мы автоматизировали большую часть функций, но у нас не было конструктора по созданию отчетов и вычислений. Это серьезно тормозило работу.
Если клиенту нужно разработать какую-то таблицу по аналогии с его таблицей в Excel с какими-нибудь специфическими вычислениями — мы писали их сами на языке PhP. С одной стороны, прописать вычисление в систему удобно — можно создать что-угодно, с другой — это отнимает много времени, а оно у программистов стоит дорого.
Ни один программист не заинтересован в понимании бизнес-процессов. У него есть список задач и конкретное техническое задание, которого он строго придерживается. Программист разрабатывает механику вычисления или структуру отчета, прописывает их в CRM и приступает к другой задаче.
В идеале клиент сразу заходит в CRM и проверяет работу программиста. В реальности — он доберется до нее только через месяц, а то и два. Пока посмотрит, пока поймет, что упустил какие-то детали и вычисление нужно дополнить — программист уже занят.Как выглядит конструктор вычислений в CRM «Клиентская База»
Отвлекать программиста себе дороже. Если он будет бросаться на каждую задачу, которая ему поступает за день — он все сделает плохо. Поэтому мы в «Клиентской Базе» всегда даем человеку доделать его прошлую задачу и только потом приступить к новой. На одну задачу мы закладываем от 4 до 16 часов.
В таком темпе доработка вычислений тянется бесконечно долго. Клиент не доволен, мы в минусе. Поэтому мы решили что-то менять и разработали типовой конструктор вычислений и отчетов.
Даже стартапы работают по шаблонам У нас уже было за плечами пять лет разработки вычислений. Мы разработали более сотни персональных конфигураций, и у каждой из них были специфические задачи, которые мы заложили в конструктор.
По сути, мы решили сделать новую Excel, которая умеет подстраиваться под нужды клиента. В нашем представлении она должна была, помимо создания полей, строк и подсчета показателей, выполнять действия по конкретным типовым условиям.
Например, если менеджер хочет отправить клиенту смс с уведомлением, что его заказ обрабатывается — он прямо в таблице нажимает на специальную кнопку и смс отправляется.Процесс создания вычисления в конструкторе
Чтобы воплотить такую задумку, мы разделили работу на несколько этапов — изучили все вычисления, которые делали для клиентов; выбрали все типовые и повторяющиеся чаще остальных — получилось 15 шаблонов; написали клиентское ТЗ. Руководитель отдела разработки переделал его в техническое ТЗ и создал на его основе архитектуру. Когда архитектура была готова, к работе подключились программисты.
Конструктор — это простые кубики, которые можно комбинировать. Чем сложнее бизнес-задача, тем больше кубиков нужно клиенту. Если у него специфичный бизнес, он просит разработать специальный кубик — тогда мы и наращиваем возможности конструктора. Но по большей части, все используют именно простые кубики.
Конструктор вычислений позволяет настроить таблицы так, чтобы все показатели устанавливались автоматически — от подсчета суммы до определения дня и времени, когда менеджер должен позвонить клиенту.Пример отчета в CRM «Клиентская База»
Например, если в таблице «Заказов» менеджер ставит статус заявки «закрыта» — система блокирует поле «редактировать сумму», выставляет имя менеджера, закрывшего сделку, и отправляет уведомление руководителю отдела.
На разработку конструктора вычислений у нас ушло четыре месяца, а на конструктор отчетов — три. Над задачами работала команда из пяти человек: руководитель и четыре программиста. В 2018 году появился конструктор вычислений, а в 2019 — отчетов. Кстати, посмотреть как все работает можно кликнув по ссылкам.
А еще и кнопки Клиенты создавали абсолютно разные отчеты. У некоторых в отчетах выводились показатели, у других подсчитывались дни до обработки заказа. Мы также выяснили, что менеджерам нужны сводные отчеты — когда есть шесть показателей и еще две таблицы. Все это всплывало по ходу сбора информации.
Помимо разработки конструкторов, мы также разработали кнопки. Вычисление выполняется самостоятельно при заданных условиях, а кнопки позволяют совместить несколько действий в один клик — проставить статус, дату, сменить менеджера, отправить рассылку или сохранить файл.
Тестировали конструкторы на себе — мы пользуемся своей CRM и все новинки обкатываем на себе. Затем новые функции перевели в формат демо-версии, а сегодня их уже во всю используют все пользователи.Пример работы с конструктором вычислений в CRM «Клиентская База»
Таким образом, конструктор вычислений и отчетов перерос Excel, который так любят многие бизнесмены и бухгалтеры. Они превратили простую CRM в платформу, которая позволяет создавать, систематизировать, хранить, обрабатывать и использовать данные.
Упаковали четыре часа разработки в 30 минут Почти за год нам удалось оптимизировать время на рутинные задачи. Теперь клиент может создать типовые таблицы самостоятельно, а если у него есть какие-то необычные вычисления — обратиться к нашему менеджеру.
Если раньше на задачу уходило почти 4 часа работы программиста, теперь ее может выполнить менеджер за 30 минут. Причем, он видит всю бизнес-логику процесса — чтобы что-то поменять или исправить, ему уже не нужно лезть в код.
30 минут — именно столько нужно времени, чтобы создать одно действие в таблице, протестировать его, проанализировать взаимодействие с другими полями и внести поправки, если нужно.
В CRM «Клиентская База» есть свой обучающий курс «Конфигуратор» — с его помощью бизнесмены учатся создавать свою CRM с помощью конструктора. Если возникли сложности с таблицей, всегда можно посмотреть урок и освежить знания.
К чему пришли в итоге На 100% все вычисления реализовать на конструкторе сложно. Конструктор упрощает конфигурирование, делает его выгодным и удобным для предпринимателя. Ему не нужны программисты, чтобы создать что-то типовое или простое. Но чем сложнее бизнес, тем сложнее и бизнес-процессы. В этом случае на помощь приходит наш Отдел персональных проектов.
Но мы нашли выход, как сделать работу быстрее — с помощью тех же конструкторов. Нам уже не нужно писать все с нуля, достаточно просто доработать уже существующую таблицу. Тем самым мы научились экономить время и деньги.
Теперь экономим не только мы, но и наши партнеры. Теперь они быстрее обрабатывают задачи своих клиентов при разработке каких-нибудь оригинальных конфигураторов, не снижая ценник на услуги. Все в плюсе.
Из блога компании на VC.RU