Почему компании отказываются от DOI, и стоит ли это делать
DOI совершается в четыре шага:
- Потенциальный подписчик вводит адрес электронной почты на сайте компании или другом ресурсе для подписки на рассылку.
- Обычно сразу после этого ему приходит письмо с просьбой подтвердить подписку.
- Пользователь переходит по ссылке или кликает по кнопке подтверждения в письме.
- Адрес электронной почты попадает в список рассылок.
Для чего придумали Double Opt-in
Двойное подтверждение подписки:
- улучшает качество базы данных: подписка подтверждается владельцем почты, и это уменьшает количество ошибочных или неактивных адресов в базе;
- должно быть в соответствии с законодательством некоторых стран: например, в Евросоюзе, Австралии, Канаде использование Double Opt-in обязательно — так борются со спамом;
- способствует росту активного взаимодействия с аудиторией: те, кто подтвердил свою подписку, обычно более заинтересован в контенте и реагирует на него активнее;
- снижает риск попадания в спам: подтверждённые подписки помогают избежать жалоб на спам и улучшить репутацию отправителя.
К тому же DOI дополнительно позволяет убедиться, что владелец адреса действительно хочет получать рассылку и адрес указан верно.
Минусы DOI:
- Меньше подписчиков: кто-то может не завершить процесс подтверждения.
- Не всегда удобно сразу перейти в почту и подтвердить подписку — и тогда процесс не будет завершён.
- Некоторые пользователи готовы подписываться только за скидку или промокод от бренда.
- Массовая рассылка запустится только после того, как пользователь подтвердит подписку через почту.
В российском законодательстве нет требования использовать DOI.
При сборке базы мы:
— не отправляем коммуникации по невалидным пользователям, в том числе и массовые рассылки;
— следим за доставляемостью и динамикой контактабильных пользователей в базе;
— персонализируем контент, не заспамливаем подписчиков.
То есть ведём свой email-канал адекватно.
Поэтому смысла в DOI я не вижу
А как быть с Single Opt-in?
Single Opt-in (SOI) работает так: пользователь подписывается на рассылку, и подписка сразу становится активной без необходимости подтверждения.
Плюсы SOI:
- Больше подписчиков: их проще получить, так как требуется меньше действий со стороны пользователя.
- Удобно пользователю.
- Рассылка отправляется сразу, как только пользователь нажал на сайте кнопку «Подписаться».
У Single Opt-In упрощённый процесс подписки — так больше вероятность, что пользователь подпишется, а значит, быстрее вырастет база.
При этом подписчики могут сразу получать рассылки, что способствует повышению вовлечённости.
При использовании DOI дополнительный шаг может отпугнуть потенциальных подписчиков, а из-за риска попадания в спам письма с подтверждением можно потерять заинтересованную аудиторию.
Минусы:
- Может страдать качество базы данных, так как увеличивается количество неактивных или ошибочных email-адресов.
- Возрастает риск получения жалоб на спам.
Массовая недоставка, жалобы на спам, отсутствие переходов по ссылкам в письме — всё это может привести к ухудшению общих показателей рассылок и, следовательно, к ухудшению репутации домена отправителя рассылок в почтовых сервисах.
На самом деле, чтобы выбрать между Double Opt-in (DOI) и Single Opt-in (SOI), нужно обратиться к целям и условиям деятельности компании. Double Opt-in часто предпочтительнее для создания качественной базы подписчиков, в то время как Single Opt-in может быть более удобным для быстрого набора большого количества подписчиков.
Кому нужен Double Opt-in
Двойное подтверждение необходимо:
- компаниям, зарегистрированным в Европейском Союзе: соблюдение GDPR обязательно, и DOI помогает удостовериться в согласии подписчиков на обработку их персональных данных;
- бизнесам, которым важнее вовлечённость и активность подписчиков, а не их количество;
- брендам с высокой стоимостью взаимодействия с клиентами: например, предприятиям B2B, где переговоры стоят дорого.
Double Opt-in мотивирует компании:
- предоставлять более выгодные условия подписки для клиентов;
- уделять большее внимание качественному взаимодействию и укреплению отношений с подписчиками;
- улучшать понимание и знание своей аудитории;
- больше ценить и уважать ценную базу подписчиков, собранную более тщательно.
При использовании DOI есть уверенность в получателях, заинтересованности вашим продуктом или сервисом.
DOI позволяет собирать чистую базу получателей. Результаты рассылок будут значительно лучше, чем при SOI.
Нужно также помнить о правилах почтовых сервисов. Если база собрана с DOI, можно не переживать, что почтовые сервисы сочтут вашу базу нелегальной.
Кому нужен Single Opt-in (SOI)
Ограничиться использованием SOI можно, если:
- база подписчиков мала, и хочется быстро её нарастить, например, в стартапе;
- продукт с низкой ценой или высокой частотой покупок: здесь важно охватить как можно больше потенциальных клиентов;
- рассылка информационная, без коммерческих предложений;
- простой и понятный процесс подписки или добавления в список рассылки без согласия;
- пользователи уже знакомы с компанией и лояльны к бренду;
- это подписка на блог или новостной портал — значит, читатели будут ждать новых писем, что подтверждает их желание подписаться;
- двойное подтверждение усложняет пользовательский опыт или вызывает путаницу среди ваших потенциальных подписчиков.
Выбор CRM-group
При выборе способа подтвердить подписку мы в агентстве стараемся быть гибкими — исходить из задач проекта, требований клиента, особенностей целевой аудитории и метрик эффективности каждой конкретной рассылки.
Компании продолжают отправлять рассылки без двойного подтверждения подписки и получать выручку.
Мы, например, проводили такой эксперимент в проекте: одному сегменту пользователей предлагали DOI, другому — нет. И, независимо от того, подтвердили пользователи подписку или нет, все они в дальнейшем получали коммуникации: триггерные и промо.
Провели анализ пользователей по когортам и получили результаты.
Безусловно, вовлечённость пользователей сегмента DOI гораздо выше, как и срок жизни. Но открытия и клики в последующих коммуникациях с клиентами, которые подтверждения не дали, также есть, и их не так уж и мало.
Вывод такой: DOI отсекает часть пользователей, которые хотели бы получать контент от бренда, но не получат его из-за своей невнимательности или по другим причинам.