Персонализация и автоматизация: как их подружить друг с другом
Одни компании автоматизируют всё по максимуму, чтобы сократить количество персонала и расходы на зарплаты, у других зашкаливает персональный подход, и почти каждое письмо отправляется вручную.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
В первом случае часто забывают, что в некоторых ситуациях не обойтись без живого человеческого общения, во втором — что с ростом бизнеса увеличатся расходы и нагрузка на сотрудников.
Секрет в балансе и грамотном совмещение двух подходов.
В 2020 году команда Skillbox разработала чат-бота для Telegram, ВКонтакте, WhatsApp и Viber и превратила его в самостоятельный канал продаж. Он генерировал 8% выручки всей компании при нулевых затратах на трафик. Следующим логичным шагом стало увеличение эффективности этого канала за счёт отправки пользователям сообщений с персональными предложениями.В бот пользователи попадают через сайт Skillbox. В нём они могут посмотреть бесплатные курсы, почитать ответы на самые популярные вопросы, пройти тест по профориентации, выбрать и оплатить курс, а также пообщаться с живым менеджером. Если по итогу такого изучения и общения человек не оставляет заявку, и в CRM-системе не создаётся сделка, в ход идут рекомендации.
Результаты за месяц тестирования:
с помощью рекомендаций было сгенерировано 53 сделки;
конверсия из отправленных сообщений в сделку составила 0,8%.
Рассказываю, какие сообщения в рассылках стоит автоматизировать, а какие стоит оставить «человечными».
Как работает автоматизация
Автоматизация рассылок — это использование технологий для выполнения повторяющихся рутинных задач, не требующих вовлечения человека (или требующих минимального участия). Например, отправка триггерных или обучающих рассылок, поздравлений и т. д.
Отправка каждого письма по email и/или в мессенджере вручную неплохо работает:
вы не знаете о привычках и предпочтениях своих пользователей.
Как только бизнес начинает набирать обороты, стоит рассмотреть возможность автоматизации рассылок.
Автоматизация освобождает ресурсы и помогает избежать ошибок, связанных с выполнением повторяющихся задач.
С помощью автоматизации можно:
Экономить время. Маркетологу понадобится лишь один раз настроить цепочку сообщений/отдельное письмо, и всё будет работать без его участия. Достаточно иногда проверять, что цепочка работает корректно и в сообщениях актуальная информация.
Постоянно быть на связи с клиентом. Автоматические рассылки приходят мгновенно, даже если маркетолог в отпуске или на больничном. Это помогает сохранять постоянный контакт с пользователем и увеличивать лояльность.
Освободить менеджеров поддержки от нагрузки. Сообщения с ответами на частые вопросы, обучающие материалы, письма об успешной регистрации или подтверждении заказа снимают большую часть вопросов клиентов и облегчают работу ваших сотрудников.
Увеличить выручку компании. Автоматическую рассылку можно использовать в качестве одно из этапов воронки продаж.Например, отправлять предложение о продлении подписки за 2–3 дня до окончания текущей; сообщать об акциях и скидках на товары из избранного; напоминать о собранных, но не оплаченных корзинах на сайте.
Чего не стоит автоматизировать
Внедрение CRM-системы, чат-ботов, автоматических рассылок разгружает менеджеров и маркетологов. Вместо этого они могут общаться с клиентами в ситуациях, где автоматизация не работает, например:
При необходимости помочь клиенту принять сложное решение для покупки дорогостоящей вещи или услуги.
В решении спорных проблем и сложных задач, например, при неполадках в работе системы или когда у клиента возникла проблема с купленным товаром.
При работе с возражениями: здесь важно умение считывать эмоции и настроение собеседника.
Какие могут быть минусы автоматизации? Отсутствие индивидуализации: несмотря на улучшение технологий, автоматические системы пока ещё не могут полностью адаптироваться к уникальным потребностям и ситуациям каждого клиента. Потенциальное снижение вовлечённости: пользователь может прекратить общение, если почувствует, что с ним говорит робот. Риск нерелевантных сообщений: системы могут автоматически отправлять сообщения, которые не соответствуют текущим потребностям или интересам клиента.
Владимир Золотарев руководитель продукта «Персонализация» в Retail Rocket Group