Сквозная аналитика для мебельного оператора Neopolis Casa
Чаще всего онлайн-покупки отсутствуют в сложных дорогих продуктах: интернет-маркетинг призван генерировать лиды, а основная ставка сделана на менеджеров по продажам или демонстрацию товара в офлайне. Но для всеобщего успеха, продажники должны получать качественные лиды в достаточном количестве. А это уже забота маркетологов.
Так все устроено и в сети салонов элитной мебели из Москвы, про которую и пойдет речь в кейсе команды Datmark.
Кто клиент?
Мебельный оператор Neopolis Casa предлагает качественную и изысканную мебель, поставляемую с фабрик из различных стран: от Италии до Китая. На рынке компания представлена 5 салонами в Москве и более 90 партнеров в регионах.
Команда проекта со стороны клиента поставила глобальную цель — запустить комплексную цифровую трансформацию бизнеса. Начать решили с малого, но не менее важного — со сквозной аналитики.
В онлайне Neopolis Casa представлены достаточно широко: активно ведутся соц.сети и работа над сайтами (которых у компании несколько), запускается таргетированная реклама в Facebook и Instagram, а также контекстная в Яндекс.Директ и Google.Ads. Кроме того, идёт работа над запуском персонализированного email-маркетинга.
В общем, оценивать есть что, было бы желание. Тем более у компании серьезные намерения развивать аналитику.
Главная цель на первом этапе: понять, какие рекламные каналы эффективны, а какие не очень, и сколько в целом приносит «онлайн» как площадка для продвижения.
Как было?
До создания первого дашборда команда, как и многие, использовала традиционные Excel-отчеты. Выгружали из разных источников, собирали в разных отделах и приносили руководству на анализ.
Вот только стоило в один из отчетов закрасться ошибке, как весь процесс останавливался и откладывался до момента, когда в нужном отделе файл поправят.
Кроме того, несмотря на все усилия и то, что в компании качественно настроены источники и интеграции между ними, до сегодняшнего дня комплексно оценить вклад интернет-маркетинга в продажи не удавалось.
Автоматический отчет должен избавить сотрудников от составления ручных отчетов, отчеты от ошибок, вызванных человеческим фактором, а руководство — от ожидания.
Откуда данные?
Казалось бы, сквозная аналитика, она и в мебельном бизнесе сквозная аналитика. Изюминку в такие проекты могут внести только нетривиальные источники данных — и это наш случай.
Стандартный набор источников для сквозной аналитики:
- рекламные кабинеты
- сервис веб-аналитики
- CRM-система
У нас это:
- Рекламные кабинеты Facebook, Яндекс.Директ, Google.Ads для 3 сайтов. Да, то есть всего 9 подключений только по рекламным системам. Для подключения использовали коннектор myBI Connect, который существенно облегчил нам жизнь: количество источников не вызвало особых проблем. Мы в Datmark регулярно используем myBI Connect в проектах по сквозной аналитике, что сокращает и сроки, и смету для клиента. Из рекламных кабинетов забираем бюджеты, структуру рекламных кампаний и информацию о показах.
- Comagic. Промежуточное звено между рекламой и продажами: фиксирует источник за оставленными на сайте заявками и передает информацию в CRM-систему посредством автоматически настроенного коннектора Creatio — Comagic. Благодаря этому решению, настроенному заказчиком ранее, все нужные от Comagic данные мы забирали уже из CRM-системы.
- Creatio от Terrasoft. Не самая известная CRM-система, но далеко не безынтересная. Согласно исследованию ИПП и J’son & Partners Consulting, в 2019 году лишь 2,4% назвали Creatio (тогда еще Bpm’online sales) среди известных им CRM-систем. По внедрению Creatio занимает третье место, однако с большим отрывом уступает «Битрикс24» и AmoCRM. Учитывая не самую широкую популярность Creatio, myBI Connect нам здесь не помощник — сервис еще не работает с этим источником, автоматического коннектора нет.
Трудностей не боимся, решили разработать собственный скрипт.
Как забираем данные из Creatio?
По плану мы должны были написать скрипт, который будет храниться на VPS и регулярно запускаться в нужное время. Задача скрипта сводилась к тому, чтобы забрать данные из Creatio и записать в таблицы в Big Query.
Но кому интересны кейсы, где все идет по плану?
Для текущих задач из CRM-системы нам было нужно всего ничего: таблица лидов с датой создания, источником привлечения и результатом — суммой продажи (нулевой в случае ее отсутствия) и таблица клиентов.
Чтобы получить эти данные в агрегированном виде мы направляли в Creatio достаточно сложные запросы, которые система с трудом обрабатывала. Работа скрипта при таком подходе занимала около 17 часов, что невероятно много.
Обходное решение придумали вместе с заказчиком: добавить нужные поля в таблицы на уровне CRM-системы, благо Creatio это позволяет. В таком случае наш скрипт сможет легко и беспрепятственно забирать данные и загружать в Big Query, куда мы подключаемся уже напрямую из Power BI.
Стоит отметить, что в этом кейсе нам невероятно повезло с командой заказчика и их готовностью участвовать в процессе. В проектах с индивидуальной разработкой это очень ценно.
Как связали источники вместе?
Главная таблица — leads из CRM-системы, где у нас были все данные о поступающих заявках: от источника до суммы продажи. Из рекламных кабинетов мы забирали статистику по расходам и соответственно относили их на поступающие лиды, чтобы рассчитать стоимость заявки и продажи, а также понять, сколько принес тот или иной источник и сопоставить эту сумму с затратами.