Предприниматель, который потерял флешку с электронной подписью, рискует больше, чем обычное физическое лицо. Если ЭП попадёт к мошенникам, они смогут выполнить финансовые махинации от лица владельца подписи — и он лишится имущества компании или даже самого бизнеса. Почитайте, какие риски ждут предпринимателя и как защитить ЭП от мошенников.
Если у вас нет времени, читайте блок « Коротко: чем грозит потеря ЭП и что делать, чтобы этого не допустить » — собрали там главное.
Чем рискует предприниматель при потере ЭП Вывод денег со счёта фирмы, множество микрозаймов и плохая репутация на портале госзакупок — вот основные риски. Рассказываем подробнее, что обычно делают мошенники с чужой ЭП.
Бизнес переоформят на другого человека и выведут активы компании. С помощью квалифицированной электронной подписи можно удалённо сменить руководителя ООО. Для этого достаточно отправить в налоговую все необходимые документы. После того, как бизнес перейдёт к другому человеку, он сможет распоряжаться имуществом компании: снять деньги со счёта и переоформить активы компании на себя. Например, продать офис или служебное авто.
На владельца ЭП откроют компании-однодневки. Бывает, что человек становится номинальным руководителем фирмы-однодневки без своего ведома. Таким способом мошенники вешают на номинального руководителя штрафы и долги, которые числятся за компанией. Например, номинальный предприниматель может лишиться собственной квартиры или машины — имущество спишут в счёт долгов.
На владельца ЭП оформят микрозаймы. Получить микрозайм на другого человека гораздо проще, чем кредит в банке: для этого не нужно много документов, а вся процедура часто проходит онлайн. Мошенники используют чужую ЭП, чтобы получить множество микрозаймов в разных организациях. Отдавать их придётся владельцу ЭП, с помощью которой эти микрозаймы были оформлены.
Подпишут документы от лица фирмы. Завладев чужой ЭП, конкуренты могут подписывать любые документы от лица компании. Например, сдать недостоверную отчётность, заключить договоры с контрагентами на невыгодных условиях и даже ликвидировать фирму. Отвечать за все действия будет владелец утерянной ЭП.
Испортят репутацию фирмы на портале госзакупок. Ещё один частый сценарий, по которому действуют злоумышленники-конкуренты, — это участие в электронных торгах. С помощью потерянной ЭП можно выиграть тендер, а потом не выполнить его. Из-за этого репутация владельца ЭП и его фирмы на электронной площадке испортится: в будущем он не сможет получить допуск к закупкам и работать с государством.
Как защитить ЭП на случай потери Как только вы получили ЭП, соблюдайте следующие правила. Они помогут всегда быть уверенным, что доступ к вашей ЭП есть только у вас.
Не передавайте флешку с ЭП другим людям. Даже если вы полностью доверяете своему бухгалтеру, не давайте ему флешку со своей ЭП и подписывайте все электронные документы лично. При этом исключений быть не должно: доступ к сертификату должен быть только у вас, и никакие обстоятельства вроде «я только один раз дам ему свою подпись» здесь не влияют. Доказать в суде, что это не вы поставили ЭП, а кто-то другой, крайне сложно.
Не передавайте реквизиты, сканы и фото паспорта другим людям. Кроме ЭП мошенникам зачастую нужны ваши паспортные данные, чтобы выполнять операции от вашего имени. Поэтому следите за тем, чтобы данные не утекли: не оставляйте важные документы в открытом доступе в офисе, не отправляйте их малознакомым людям по электронной почте и в мессенджерах, не отдавайте паспорт сотрудникам, чтобы они сделали что-то за вас.
Храните флешку в надёжном месте. Лучшее место для флешки с ЭП — надёжный сейф, код от которого знаете только вы. Если сейфа нет, можно хранить флешку в закрытом ящике стола. Главное, не оставлять носитель ЭП без присмотра там, где много людей: сотрудников, клиентов, покупателей.
Если же флешка с ЭП вставлена в компьютер, чтобы подписывать документы, позаботьтесь о том, чтобы компьютер был защищён паролем и никто кроме вас за ним не сидел.
Регулярно проверяйте свои профили на «Госуслугах» и сайте налоговой. Если кто-то использует вашу ЭП без вашего ведома, данные об операциях хранятся в системе. Например, в личном кабинете на «Госуслугах» и сайте налоговой можно посмотреть последние операции с ЭП. Регулярно проверяйте личный кабинет: это поможет вовремя узнать, если вашей ЭП пользуется кто-то кроме вас.
Выпустите облачную ЭП. Хранить ЭП в облаке надёжнее, чем на флешке: такую подпись нельзя потерять, так как она лежит в защищённом облаке удостоверяющего центра. Поэтому есть смысл отказаться от флешки с ЭП и оформить облачную подпись. Многие удостоверяющее центры уже выдают облачные подписи с января 2021 года.
Если хотите побольше узнать про ЭП и её удобство для бизнеса, почитайте наши другие материалы на эту тему.
Как получить электронную подпись и упростить себе бизнес
Что делать, если флешка с электронной подписью попала к мошенникам
Спасибо, КЭП! Как ИП получить квалифицированную электронную подпись
Коротко: чем грозит потеря ЭП и что делать, чтобы этого не допустить Если предприниматель потерял ЭП, злоумышленники могут переоформить фирму на себя, вывести деньги со счёта и распродать имущество, взять микрозаймы, испортить репутацию компании на портале госзакупок. Чтобы защитить ЭП на случай потери, никому не передавайте флешку с ЭП, не отправляйте данные паспорта малознакомым и ненадёжным людям, храните флешку в сейфе, выпустите облачную ЭП. Больше таких статей читайте в Журнале про дело на сайте Делобанка