Над этим проектом мы работали в конце нулевых и начале десятых. Около полутора лет заняла одна только подготовка и еще 3-4 месяца на реализацию. А сам Центр управления аэропортом заработал в 2011 году. И в строю по сей день. Мы создавали совершенно новую для тех годов структуру, меняли майндсеты и рвали устаревшие шаблоны работы.
Как получили проект? На тот момент у нас в портфолио были крупные кейсы — мы делали диспетчерский центр в РЖД и ЦОД в Аэроэкспрессе. А до этого нам уже удалось поработать с аэропортом — ставили им решения по системе информирования пассажиров.
Вообще наша команда Destech в этом веселом деле системной интеграции аж с 2007 года, а отечественный айти поднимаем с колен еще с девяностых годов. Наши самые любимые кейсы помимо Шереметьево — диспетчерские центры и учебные классы РЖД, табло на Атомной станции АККУЮ, системы информирования пассажиров на вокзалах и в аэропортах.
Задача со звездочкой — сделать то, чего раньше просто не было Аэропорт — это огромный живой организм, где за минуту происходит запредельное количество событий. Все сотрудники находятся в разных местах и если на каком-то этапе произойдет сбой (даже просто случайно), потом сложно выяснить, кто действительно прав, а кто виноват. Так получается, что причина сбоя не выяснена, а вину повесили на кого-то одного и коллективно пожурили его.
Закрыть эту боль должны были мы. К нам пришли за готовым решением, которое Destech бы разработал с нуля. И это было больше, чем просто техническая задача — нам нужно было изменить идеологию всей системы управления аэропортом. Создать центр управления аэропортом на основе принципа Collaborative Decision Making (CDM). Систему совместного принятия решений, если по-русски. До этого как раз такого центра в Шереметьево не было.
Что такое Collaborative Decision Making? CDM — это про своевременное донесение информации до каждого участника рабочего процесса и повышения уровня предсказуемости событий. Система позволяет управлять информацией и получать вводные для принятия правильных решений. Совместные подразделения видят работу друг друга и могут своевременно реагировать на различные ситуации.
Например, одно подразделение видит, что у смежной структуры происходит сбой — пассажиры сильно намусорили в самолете и планового времени на уборку одного борта не хватает. Подразделение начинает готовиться, ведь может произойти факап и при этом заранее предпринимает определенные действия, подключает коллег, чтобы задержки рейса не случилось.
На те времена это было настоящим новаторством и понадобилось время, чтобы люди привыкли, что вся их работа сотрудников на виду у коллег. Основной челлендж был не столько техническим — любое железо всего лишь вспомогательная часть, а именно в перестройке рабочего процесса. Сотрудники ЦУА должны были стать командой, которая анализирует решения друг друга и инициирует эффективные производственные решения.
Как выглядит Центр управления аэропортом (ЦУА)? ЦУА — это «мозговой центр», который позволяет скоординировать действия подразделений и взаимодействующих структур, занятых в производственном процессе. Здесь происходит корпоративное управление, планирование, контроль операционной деятельности, прогноз мониторинга реагирования на складывающуюся в аэропорту обстановку и координация совместной деятельности по предотвращению аварийных и чрезвычайных ситуаций.
В рабочей зоне две видеостены из 18 мониторов 55″. Информацию можно отображать с любого рабочего места внутри ЦУА. Оперативный штаб оснащен различными системами связи. В нем установлена видеостена из трех экранов 85″ для вывода информации от систем видеонаблюдения, производственных систем и для организации видеоконференцсвязи с оперативными службами. Деятельность ЦУА осуществляется на базе данных «Синхрон» — это собственная разработка аэропорта Шереметьево, а также на системах управления производственными процессами и ресурсами Groundstar, Ground Fleet Management. Внедрено особенное ПО, которое нигде особо на тот момент не использовалось — система управления производственными процессами Neuropie ZEUS.
Верьте в российские технологии и софт и все сложится Знаете, как обычно бывает у нас в бизнесе — сначала делать, потом думать. Так вот, это совсем другой проект. Он был стратегически важен для Аэропорта Шереметьево.
И мы старались все предусмотреть заранее, поэтому сейчас не можем посвятить красочный абзац нашим неудачам.
В тот момент это было как бы решение квинтэссенции нашего опыта. Поэтому мы на самом деле гордимся выполнением этого проекта, который был сделан запущен без сучка и задоринки, без каких-либо там косяков до сих пор работает и развивается. Технически в 2023 что-то можно улучшать, а где-то переходить на импортозамещение, но идеологически система совместного принятия решений прошла проверку временем и осталась актуальна по сей день.
К слову о нашем любимом импортозамещении — в далеком 2010 заказчики опасались использовать большое количество российских решений, считая их ненадежными и не до конца отработанными. Этот майндсет мы тоже старались менять и все годы работы ломали стереотипы об отечественном рынке высоких технологий. И если бы нас спросили, что бы в этом проекте мы сделала по-другому, то ответ очевиден — смелее использовали бы российские разработки. Вопреки устоявшемуся мнению, айти в РФ живее всех живых и отечественным командам действительно есть, чем удивить.
О наших размышлениях на тему импортозамещения, трендов и рынка системной интеграции можно почитать в телеграм-канале Destech.
Присоединяйтесь к комьюнити технарей отечественной закваски: https://t.me/Design_Technologiest