Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
2 552 2 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Шереметьево изнутри: как мы создавали диспетчерский центр с новой идеологией в одном из главных аэропортов страны

Когда в вашу голову закрадется шальная мысль назвать всех системных интеграторов «перепродаванами», просто вспомните этот кейс. Рассказываем, что такое Collaborative Decision Making и как мы внедряли эту систему в Шереметьево во времена, когда никто о ней не слышал.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Над этим проектом мы работали в конце нулевых и начале десятых. Около полутора лет заняла одна только подготовка и еще 3-4 месяца на реализацию. А сам Центр управления аэропортом заработал в 2011 году. И в строю по сей день. Мы создавали совершенно новую для тех годов структуру, меняли майндсеты и рвали устаревшие шаблоны работы.

Как получили проект?

На тот момент у нас в портфолио были крупные кейсы — мы делали диспетчерский центр в РЖД и ЦОД в Аэроэкспрессе. А до этого нам уже удалось поработать с аэропортом — ставили им решения по системе информирования пассажиров.

Вообще наша команда Destech в этом веселом деле системной интеграции аж с 2007 года, а отечественный айти поднимаем с колен еще с девяностых годов. Наши самые любимые кейсы помимо Шереметьево — диспетчерские центры и учебные классы РЖД, табло на Атомной станции АККУЮ, системы информирования пассажиров на вокзалах и в аэропортах.

Задача со звездочкой — сделать то, чего раньше просто не было

Аэропорт — это огромный живой организм, где за минуту происходит запредельное количество событий. Все сотрудники находятся в разных местах и если на каком-то этапе произойдет сбой (даже просто случайно), потом сложно выяснить, кто действительно прав, а кто виноват. Так получается, что причина сбоя не выяснена, а вину повесили на кого-то одного и коллективно пожурили его.

Закрыть эту боль должны были мы. К нам пришли за готовым решением, которое Destech бы разработал с нуля. И это было больше, чем просто техническая задача — нам нужно было изменить идеологию всей системы управления аэропортом. Создать центр управления аэропортом на основе принципа Collaborative Decision Making (CDM). Систему совместного принятия решений, если по-русски. До этого как раз такого центра в Шереметьево не было.


Что такое Collaborative Decision Making?

CDM — это про своевременное донесение информации до каждого участника рабочего процесса и повышения уровня предсказуемости событий. Система позволяет управлять информацией и получать вводные для принятия правильных решений. Совместные подразделения видят работу друг друга и могут своевременно реагировать на различные ситуации.

Например, одно подразделение видит, что у смежной структуры происходит сбой — пассажиры сильно намусорили в самолете и планового времени на уборку одного борта не хватает. Подразделение начинает готовиться, ведь может произойти факап и при этом заранее предпринимает определенные действия, подключает коллег, чтобы задержки рейса не случилось.

На те времена это было настоящим новаторством и понадобилось время, чтобы люди привыкли, что вся их работа сотрудников на виду у коллег. Основной челлендж был не столько техническим — любое железо всего лишь вспомогательная часть, а именно в перестройке рабочего процесса. Сотрудники ЦУА должны были стать командой, которая анализирует решения друг друга и инициирует эффективные производственные решения.


Как выглядит Центр управления аэропортом (ЦУА)?

ЦУА — это «мозговой центр», который позволяет скоординировать действия подразделений и взаимодействующих структур, занятых в производственном процессе. Здесь происходит корпоративное управление, планирование, контроль операционной деятельности, прогноз мониторинга реагирования на складывающуюся в аэропорту обстановку и координация совместной деятельности по предотвращению аварийных и чрезвычайных ситуаций.

  • В рабочей зоне две видеостены из 18 мониторов 55″. Информацию можно отображать с любого рабочего места внутри ЦУА.
  • Оперативный штаб оснащен различными системами связи. В нем установлена видеостена из трех экранов 85″ для вывода информации от систем видеонаблюдения, производственных систем и для организации видеоконференцсвязи с оперативными службами.
  • Деятельность ЦУА осуществляется на базе данных «Синхрон» — это собственная разработка аэропорта Шереметьево, а также на системах управления производственными процессами и ресурсами Groundstar, Ground Fleet Management.
  • Внедрено особенное ПО, которое нигде особо на тот момент не использовалось — система управления производственными процессами Neuropie ZEUS.


Верьте в российские технологии и софт и все сложится

Знаете, как обычно бывает у нас в бизнесе — сначала делать, потом думать. Так вот, это совсем другой проект. Он был стратегически важен для Аэропорта Шереметьево.

И мы старались все предусмотреть заранее, поэтому сейчас не можем посвятить красочный абзац нашим неудачам.

В тот момент это было как бы решение квинтэссенции нашего опыта. Поэтому мы на самом деле гордимся выполнением этого проекта, который был сделан запущен без сучка и задоринки, без каких-либо там косяков до сих пор работает и развивается. Технически в 2023 что-то можно улучшать, а где-то переходить на импортозамещение, но идеологически система совместного принятия решений прошла проверку временем и осталась актуальна по сей день.

К слову о нашем любимом импортозамещении — в далеком 2010 заказчики опасались использовать большое количество российских решений, считая их ненадежными и не до конца отработанными. Этот майндсет мы тоже старались менять и все годы работы ломали стереотипы об отечественном рынке высоких технологий. И если бы нас спросили, что бы в этом проекте мы сделала по-другому, то ответ очевиден — смелее использовали бы российские разработки. Вопреки устоявшемуся мнению, айти в РФ живее всех живых и отечественным командам действительно есть, чем удивить.

О наших размышлениях на тему импортозамещения, трендов и рынка системной интеграции можно почитать в телеграм-канале Destech.

Присоединяйтесь к комьюнити технарей отечественной закваски: https://t.me/Design_Technologiest

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Анна 176247
Отличный кейс! Приятно, что придумали на территории РФ. В Шереметьево была, не считая сложного выхода к аэроэксперессу — аэропорт и его внутренняя система очень понравились)
Ответить
Destech
Налаживаем связь между сотрудниками крупнейших корпораций.
Элиза Элизабет
Следите за обновлениями, мы готовим для вас еще много интересного.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.