Сегодня будет освещена тема рекламы, которая, на наш взгляд, является неотъемлемой частью любого бизнеса. А начнем, как и всегда, с правовой базы. Забежим немного впреред: в статье будет разложен по полочкам спор «ФАС VS компания с нецензурной (или нет?) рекламой».
Настольная книга в данном вопросе — ФЗ «О рекламе» , а для более детального изучения законодательства о рекламе нужно обращаться к многочисленным разъяснениям ФАС. Например, разъяснение о применении ч. 2 ст. 20 ФЗ «О рекламе» (использование транспортных средств в качестве передвижных рекламных конструкций) или разъяснение о запрете размещения рекламы алкогольной продукции вблизи отдельных зданий, строений и сооружений (реклама алкоголя в виде буклетов, ростовых кукол, штендеров и т.д).
Что говорит закон? Перейдем к законодательному регулированию. Общие требования к рекламе содержатся в ст. 5 Закона, и к ним можно отнести:
1. Реклама должна быть достоверной и добросовестной: запрещено искажение информации о рекламируемом объекте, в том числе о правилах доставки, гарантии и иных данных, реклама не должна очернять конкурентов и допускать сравнение с ними, запрещено рекламировать товар (в том числе, завуалированно), реклама которого запрещена.Пример незаконной рекламы № 1
Объекты рекламирования, реклама которых не допускается. 1) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ; 2) взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий; 3) органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи; 4) табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов; 5) медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности и так далее.Статья 7 ФЗ «О рекламе»
2. Запрет на использование иностранных слов: в рекламе нельзя использовать иностранные слова и выражения, которые могут привести к искажению смысла информации, стоимость товара должна быть указана в рублях, в иностранной валюте дополнительно, если это необходимо.Пример незаконной рекламы № 2
3. Запрещено «ругаться»: недопустимо использование в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.Пример незаконной рекламы № 3
4. Реклама должна быть законной: она не должна побуждать к нарушению закона, призывать к насилию и жестокости.Пример незаконной рекламы № 4
5. Реклама не должна нарушать авторские права.
Ответственность за нарушение законодательства в сфере рекламы 1. Может грозить штраф до 500 000 (за отдельные виды нарушений — до 6 млн р. ст. 14.3 КоАП РФ).Пример из судебной практики
2. За нарушение авторских прав может быть взыскана компенсация от 10 000 до 5 000 000 рублей (ст. 1301 ГК РФ).
Но не будем о плохом. Разберем на примере историю одной нашумевшей компании в России.
Еще в 2016 году была открыта сеть ресторанов суши под названием «ЁбиДоёби». Со стороны русского человека, такое наименование ассоциируется с нецензурным словом, но если углубиться в происхождение наименования компании, то в общем и целом ничего криминального в нем нет: «Ёби» (с японского — дни недели) и «Доёби» (в пер.«суббота»). Однако народ в силу своей испорченности посчитал иначе.
Как это было и что решили? Этап 1. УФАС по Волгоградской области по заявлению неравнодушных граждан признала распространенной наружной рекламой сети доставки суши и ролы ООО «ЁбиДоёби» ненадлежащей, нарушающей часть 6 статьи 5 Закона о рекламе, и выдала предписание о прекращении нарушения законодательства.
Этап 2. Компания, в свою очередь, не согласилась с решением УФАС и его предписанием, по причине чего обратилась в арбитражный суд. Представители сети суши ссылались на то, что коммерческое обозначение и название товара не являются рекламой, слово «ЁбиДоёби» не является бранным, а «КуниЛи» непристойным. Конечно же, требования компании не были удовлетворены судом, обоснование было следующее:
Реклама содержала изображение одного из сетов сети и текст: «Не материмся и вкусно готовим. Набор „КуниЛи“ 2 кг. ЕбиДоеБи Sushi &Rolls», а также стилизованное обозначение буквы «Ё»; В заявлении было отмечено, что реклама размещена рядом с остановкой общественного транспорта, в жилом районе, где также недалеко находятся школа, детсады и колледж; Эта информация является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам: информация распространена путем наружного размещения на здании суши-бара; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечение внимания к рекламируемому товару — блюду (набор «КуниЛи»), а также сети «Ёбидоёби». Как говорили в самом начале статьи, в рекламе не допускается использование бранных слов. На это, в том числе, был сделан акцент в Решении суда .
К бранным словам относятся нецензурные слова, а также к таким словам, могут быть отнесены слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления; к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности. Позиция ФАС России, изложенная в письме от 29.04.2013 N АД/17355/13
Как и следовало ожидать, суд встал на сторону УФАС, то есть реклама суши была признана незаконной.
Этап 3. Компания обратилась в вышестоящий суд . Если кратко, то апелляция не помогла. Решение осталось прежним.
Этап 4. Куда же без кассации? Но и здесь суд решение не отменил , реклама все еще признана незаконной.
Этап 5. Верховный суд. Вы серьезно? Какие настырные... Судья ВС РФ отметил, что при рассмотрении дела не были допущены нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера. Таким образом, было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Но это не конец страданий для компании. Её оштрафовали на 150 000 рублей, а налоговая подсуетилась и подала иск с требованием обязать изменить фирменное наименование юридического лица. Совсем недавно было опубликовано решение суда: требования налоговой удовлетворили и обязали ЁбиДоёби изменить наименование в течение 3-х месяцев. Выжимка из решения суда
Правильно ли решил суд, что думаете? Или все-таки в «Ёбидоёби» нет ничего аморального? Напишите свое мнение в комментариях, обсудим.
Что мы хотели донести до вас? Да всё просто! Любая завиральная идея, маркетинговый ход могут быть расценены как нарушение законодательства. А что будет дальше, вы уже сами знаете. Чтобы минимизировать риски и сохранить деловую репутацию, нужно учитывать требования, установленные законом, и, главное, соответствовать им. Перед реализацией любой гениальной, на ваш взгляд, идеи желательно советоваться с юристами, чтобы не оказаться на месте сети доставки суши.
С вас предложения по продвижению бизнеса, а с юристов DestraLegal — анализ рисков!
И помните, что отстаивать свои права — просто