В такой ситуации говорят про оптимизацию налогов и выбор подходящей налоговой системы, подготовку первичных документов и регистрирование всего, что подлежит регистрации. Но не всегда предприниматели в полной мере понимают природу того или иного договора и те законные механизмы, которыми можно пользоваться для бизнесовых задач без надуманных рисков.
Для этого есть консультанты. Именно с таким запросом к нам обратился клиент: как «продать знания» и заручиться новыми клиентами без рисков утечки и присвоения собственной методики преподавания.
Почему мы заговорили о франшизе Не будем скрывать, в последние месяцы к нам изрядно сыплются заказы по подготовке договора коммерческой концессии. Если этот термин вам ни о чём не говорит, то в народе (да и юристы между собой) его называют проще: договор франшизы или франчайзинга.
Однако после консультации нам нередко приходится искать иные пути и предлагать альтернативы, чему есть простое объяснение.
По договору коммерческой концессии правообладатель передаёт пользователю комплекс исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации для использования в предпринимательской деятельности.
В частности, правообладатель (франчайзер) предоставляет право покупателю (франчайзи) в течение определенного времени и в определенном месте вести предпринимательскую деятельность с использованием ее торгового знака и технологий производства в той форме, которая определяется договором.
Простыми словами, эта договорная модель является некой лицензией, который даёт право покупателю франшизы распоряжаться товарным знаком и бизнес-моделью на условиях продавца и позволяет партнёру вести деятельность под его брендом. От этого стороны договора могут продвигать единую бизнес-концепцию. Пользователь/ покупатель франшизы заручается поддержкой от головной компании и осуществляет инвестицию с предсказуемой коммерческой перспективой, а правообладатель расширяет рынок без приложения особых усилий.
Между тем, покупатель франшизы не может доводить ситуацию до смешения товарного знака и вводить в заблуждение потребителей. Напротив, пользователь обязан наиболее очевидным способом оповещать потребителей о том, что работает под чужой маркой по франчайзинговому договору.
Например, по такому договору продолжает работать такой игрок, как Бургер Кинг, что заметно по его торговому знаку «BURGER KING» . Между правообладателем Бургер Кинг Юроп ГмбХ и ООО «Бургер Рус» заключен договор, в котором указано на какой территории (по какому адресу) товарный знак может использоваться.
Часто такие договоры содержат требования к внешнему виду ресторана, меню и форме работников. А сами договоры заключаются на определенный срок и продлеваются по его истечении, либо могут быть прекращены по инициативе обеих или одной из сторон. Но о таком из реестра мы точно не узнаем.
Возвращаясь к исходной ситуации, по итогам консультации мы выяснили, что клиент (будучи индивидуальным предпринимателем) не зарегистрировал товарный знак. Поэтому нам пришлось искать иные пути для обогащения нашего клиента.
Видите ли, в договоре франшизы обязательно нужно согласовать условие по предоставлению пользователю права использования товарного знака. Если товарного знака нет, то и договор франшизы не может быть.
Но если франшиза не подходит, нам, как консультантам, требовалось подобрать иную договорную модель, которая была бы близка с запрашиваемой. Объясняется это тем, что при концессии (а) правообладатель увеличивает долю рынка без особых затрат. Правообладатель действительно помогает с организационными вопросами (как вести учёт, управлять сбытом и заниматься маркетингом), информирует о бизнес-процессах и недавних разработках. Но основные затраты (по оплате сотрудников, аренде площадей, продвижению компании) ложатся на покупателя франшизы.
Кроме того, (б) франшиза порождает рекламу товарного бренда правообладателя. Например, если в населенном пункте в РФ открывается очередная точка Бургер Кинг, то у потребителя складывается ожидание, что и в другом населенном пункте или стране качество будет на том же уровне.
Вместе с этим (в) франшиза приносит стабильный доход. Помимо единовременной платы за товарный знак пользователь платит регулярные отчисления с определенной периодичностью (так называемые паушальный взнос и роялти).
И вот, все стороны при своем и довольны.
Как мы помогли онлайн-школе заработать Посудите сами, франшиза — это сказка для предпринимателя, у которого есть то, чем поделиться. И хотя школы общепринято распространяют свои знания между учениками посредством ведения самих онлайн-уроков, консультаций или очных вебинаров, этого может быть недостаточно. Как-никак, для расширения рынка потребуется больше рекламы, найм большого количества сотрудников, контролировать все процессы, да и нести крупные затраты.
Но у нашего клиента имеются толковые знания в сфере продвижения на площадке WB и опыт в поиске поставщиков и привлечения клиентов. Товарный знак не был зарегистрирован, есть лишь материалы и собственная методика. Поэтому договор концессии пришлось отмести. Мы предложили другую модель отношений с контрагентом — лицензионный договор.
Забегая вперёд, сделка прошла на ура. Клиент предоставил право пользоваться наработанными материалами в коммерческих целях в ограниченном объёме. Туда включались, в частности, методика ведения курса, инструкции по регистрации на площадке WB, договоры, оферты с пользователями и учениками.
Кроме того, юристы нашего сервиса подготовили отдельные договоры с пользователями из иностранных юрисдикций, так как не для всех подходило российское право. И, напоследок, предложили модель оплаты, которая устроила обе стороны: фиксированная единовременная выплата за предоставление самого права пользования, а также ежемесячные выплаты на протяжении трёх месяцев, в течение которых предположительно должен идти курс у второй стороны лицензионного договора.
Как здесь вылез лицензионный договор Лицензионный договор близок с договором франчайзинга. Не случайно к отношениям сторон договора коммерческой концессии применяются нормы части четвертой ГК о лицензионных договорах.
Но отличие проявляется в том, что (а) товарный знак не является предметом сделки, а также (б) не требуется постоянное тесное сотрудничество сторон договора на протяжении оговоренного срока в целях расширения присутствия товаров (работ, услуг) под маркой правообладателя на рынке. Поэтому эта модель устроила нашего клиента.
По лицензионному договору лицензиат (пользователь) получает возможность использовать объект охраны только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены договором. Другими словами, договор выстраивает пределы по срокам, территории (если не оговорено, то пользоваться можно на всей территории РФ), объёму использования, возможности производить лишь определенные виды продукции или оказывать конкретный вид услуг.
И главное, правообладатель сохраняет за собой право использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации в своей деятельности, что и было указано в описываемом договоре. Наш клиент продолжил пользоваться своими наработками и материалами, также вести уроки в онлайн-школе, а лицензиары приносили ему базу данных собственных клиентов.
Если эта история откликнулась вам, юридический сервис DestraLegal с радостью возьмётся и за ваш кейс. Помните, что грамотные договоры с контрагентами — это залог того, что в будущем вам не потребуется переиначивать правоотношения, вести длительные переговоры и судиться с контрагентами. И ваши бизнес-модели останутся при вас.