Переход на личности. Стоит ли смешивать работу и дружбу?
И кто нам сказал, что этот «аксессуар» – ключ к профессиональному успеху?
Мы не спорим, фамильярность и панибратство в рабочем пространстве неуместны. И такие важные вещи, как деловая этика и субординация, не зря придуманы. Никто и не требует их отменять. Но возводить их в культ – бессмысленно и небезопасно, как для наших нервов, так и для общего дела.
Не золотая середина
Офисные системы жестко регламентируют взаимоотношения сотрудников друг с другом. Нам надлежит не только быть к определенному часу на рабочем месте и выполнять там свои рабочие обязанности, но и носить определенного вида одежду, изъясняться в определенной манере, использовать определенную интонацию и иметь при этом определенное выражение лица. Даже наши эмоции должны быть стандартизированы.
Если одним прекрасным утром, придя на работу, вы улыбнетесь своему коллеге недостаточно широко – прослывете «грубым» и «негибким». А если слишком широко... в общем, слухи облетят весь офис.
И вот, мы пытаемся подобрать и выдать вовне ту идеальную «рабочую» улыбку, к которой нельзя придраться.
Получаются такие усредненные, очищенные от всего персонального, отношения. Можно сказать, стерильные.
Обходя стереотипы
К сожалению или к счастью, инструкции по корпоративной этике не учитывают одного: мы от природы не способны относиться к людям как к машинам. И главный редактор, системный администратор и бухгалтер, несмотря ни на какие регламенты, останутся для нас Васей, Петей и Машей со своим характером, манерами и привычками, которые могут нам нравиться или нет.
Скажем больше: наше рвение к работе – увы – всегда будет весьма зависеть от отношения к людям, с которыми мы делаем одно дело.
Подтверждение дают и эксперты. Журнал Psychologies в своей статье приводит высказывание французского психоаналитика Люс Жанен Девийяр:
«В коллективном бессознательном бытует ничем не оправданное предубеждение: мы не должны смешивать личные отношения с рабочими. Но, разумеется, приходя на работу, никто из нас не сдает в гардероб свое сердце вместе с пальто. Наше бессознательное строит связи с людьми без нашего ведома».
Иными словами, личные чувства и симпатии все равно возьмут верх, сколько бы мы ни пытались от них абстрагироваться. Так нужно ли их скрывать?
Чем опасны «стерильные» взаимоотношения?
Плохими результатами работы. Ну, как плохими – средними. Такими же, как и обстановка в компании.
В условиях тотальной деперсонализации мы ощущаем:
- Скуку. Мы отбываем рабочие часы как повинность, а результаты деятельности становятся нам безразличны – ради кого стараться? Отсюда всего один шаг до лени и апатии.
- Отчуждение. Каждому из нас хочется быть частью искренней, сплоченной компании друзей, а не одиночкой среди непонятных людей-в-масках.
- Тревогу. Таков древний инстинкт: если мы не знаем, что в действительности на уме у окружающих –мы не чувствуем себя в безопасности. Вот почему мы терпеть не можем всех этих «дежурных» улыбок и масок вежливости на лицах.
- Полное отсутствие мотивации.О каком энтузиазме можно говорить после всего перечисленного?
Дрим Тим
Уже прошло время, когда персональное отношение к коллегам считалось нарушением нормы.
Деперсонализация – не гарантия порядка в команде и не синоним профессионализма. Эта истина понемногу меняет миры внутри компаний. Так что ежедневное офисное «маски - шоу» теряет свою актуальность.
Персональное отношение открывает перед нами замечательную возможность: находить уникальный подход к каждому, с кем нам довелось работать. В свою очередь, мы в праве ждать, что и к нам будут относиться как к личности, а не роботу с заданным набором функций.
Вот такой нехитрый рецепт команды мечты, которая добьется самых лучших совместных результатов.
А бонусом мы получаем психологический комфорт и приятное общение. Ведь работа занимает огромную часть нашего времени – глупо тратить его на странных незнакомцев, когда можно превратить их в отличных друзей.