От рутины к результату: как сделать ретроспективы интересными
Что такое ретроспектива и зачем она нужна
Как правило, после завершения проекта или его отдельного этапа участники собираются, чтобы подвести итоги. Это и есть ретроспектива. На ней команда обсуждает сильные и слабые стороны проекта, проводит анализ и собирает весь полезный опыт, который пригодится в будущем.
Классическая ретроспектива в формате «опрос-доклад» со временем начинает вызывать скуку у сотрудников. В ИТ-отрасли такой подход не работает, потому что на смену длинным затянутым совещаниям с бумажными отчетами приходят коротки летучки с использованием цифровых инструментов. Поэтому «классика» может даже отрицательно сказаться на мотивации сотрудников отделов разработки, внедрения и пр.
Задача руководителя — знать свою команду, ее интересы и предпочтения в форме взаимодействия. Чтобы увлечь каждого участника проекта, подчеркнуть его значимость и вклад в итоговый результат, необходимо прежде всего сделать увлекательным сам процесс.
Ретроспектива — это не определение виноватых, а совместный поиск решений.
Как увлечь участников ретроспективы
Чтобы сделать процесс более интересным и продуктивным, можно задействовать ряд инструментов:
- визуализация: интерактивные доски помогают наглядно представить информацию, а стикеры разных цветов — структурировать идеи;
- геймификация: превратите ретроспективу в игру, используя балльную систему, уровни и соревновательный элемент. Это повысит вовлеченность и добавит азарта участникам обсуждения;
- опросы и голосования: с помощью автоматизированных форм обратной связи руководитель оперативно получает информацию от сотрудников;
- таймеры: ограничение времени для каждого этапа ретроспективы помогает поддерживать динамику и избегать затяжных обсуждений.
Почему Agile-доски идеально подходят для ретроспективы
Стандартные инструменты для ретроспективы, такие как интерактивные доски Miro, часто используются лишь для визуализации идей на карточках и голосования. В сравнении с ними решение Agile-доски, входящие в состав системы управления проектами Directum Proejcts, предлагают более структурированный подход. В них можно быстро настраивать колонки для статусов и выдавать поручения после совещания.
В сравнении с классическими инструментами для проведения совещаний — обычными досками, флипчартами, таблицами в документах и прочими онлайн-сервисами — Agile-доски имеют ряд преимуществ:
1. Визуализация:
Agile-доски предлагают более гибкую и интерактивную визуализацию. Карточки легко перемещать, группировать и связывать между собой, что создает динамичную и наглядную картину.
2. Структурированность:
Создавать доски можно по шаблонам в системе. В них уже указаны необходимые колонки, чтобы сфокусироваться на ключевых процессах. А в карточках тикетов уже имеется готовый набор реквизитов. Это делает ретроспективу более организованной и структурированной.
3. Бесшовная интеграция с решениями экосистемы Directum:
В проектной деятельности очень важно, чтобы все материалы хранились в едином месте. Это относится и к результатам ретроспективы. Так, например, методические и договорные документы по проекту могут храниться в соответствующих справочниках в системе Directum RX, а ссылки на них вы можете прикладывать в тикет Agile-доски. При этом вам не нужно переключаться между учетными записями, все действия вы совершаете в едином информационном контуре.
4. Совместная работа, в том числе с удаленными сотрудниками:
Чтобы каждый участник проекта мог одновременно с другими наполнять и редактировать доску, к ней выдаются доступы в соответствии с должностью или ролью. При этом количество участников не ограничено. К инструменту можно подключиться из любой точки мира при наличии выхода в интернет. Это способствует более активному взаимодействию и принятию коллективных решений.
Больше информации об аналитике, кейсах и лафхаках по управлению проектами и командами найдете в tg-канале Directum Projects. Подписывайтесь!
Пример проведения ретроспективы в Agile-доске
Как уже было замечено ранее, ретроспектива — это не просто собрание, а важная часть Agile-процесса, позволяющая команде учиться на своих ошибках и совершенствовать свои методы работы. И начинается она, как правило, с инициативы одного из членов команды или же фасилитатора.