Как следить за результатами продвижения сайта
Казалось бы, какие общие задачи есть у владельца сайта и руководителя отдела SEO? Все очень просто, и первому, и второму важно знать насколько эффективно работает SEO-специалист. То есть нужно понимать общую динамику продвижения сайта, не вдаваясь при этом в детали самого процесса продвижения.
Легко сказать: «понимать динамику продвижения сайта». Но что это означает на практике? На какие параметры стоит обратить внимание, чтобы эту самую динамику понять?
Сегодня я расскажу вам о своем аглоритме оценки эффективности продвижения сайта.
Алгоритм оценки эффективности продвижения сайта
Шаг первый. Выбираем инструменты
Для начала, конечно, необходимо выбрать инструменты, с помощью которых будем оценивать результаты продвижения. Я пользуюсь двумя основными сервисами: Энергослоном и Яндекс.Метрикой.
Энергослон — это сервис, в разработке и развитии которого я принимаю активное участие. Слон проверяет позиции сайтов в поисковых системах, хранит данные обо всех изменениях и предоставляет статистику в удобном для пользователя виде.Яндекс.Метрика — это инструмент по сбору данных о посещаемости сайта. Мне нравится Метрика своим простым и удобным интерфейсом.
Конечно, и в Метрике, и в Слоне сначала проект необхдимо настроить. В обоих сервисах есть подробные инструкции, как это можно сделать, так что проблем возникнуть не должно.
Оба сервиса собирают статистику. Энергослон следит за изменением позиций сайта, Метрика — за посещаемостью. Поэтому дайте сервисам поработать с вашим сайтом 2-3 недели, а потом можете переходить к оценке эффективности продвижения.
Шаг второй. Измеряем температуру сайта
Температура сайта показывает общее состояние «пациента» и говорит, сколько фраз улучшили свои позиции, а сколько ухудшили.
Если термометр показал, что позиции для большого количества фраз упали, то стоит углубиться чуть дальше и проверить в какой именно поисковой системе произошел спад.
Таблица выше показывает, что в Яндексе дела обстоят похуже, чем в Гугле.
Если после следующего апдейта Яндекса температура сайта опять будет отрицательной — стоит попросить SEO-специалиста разъяснить в чем проблема.
Апдейт или ап выдачи поисковой системыВ результате апдейта происходит изменение поисковой выдачи. Если сегодня по запросу «купить слона» вы видите в Топ10 одни сайты, а завтра их порядок изменился или появились новые сайты — значит произошел ап выдачи поисковой системы.В Гугле апдейты происходят плавно и незаметно, практически каждый день что-то меняется. В Яндексе же интервалы между апдейтами могут быть от нескольких дней, до нескольких недель.
Если же в большинстве случаев после апов вы наблюдаете положительную температуру, значит и в целом динамика продвижения сайта положительна.
Шаг третий. Анализируем Топ-ы
На ранних этапах продвижения сайта достаточно только измерять температуру, чтобы понять общую картину. Примерно на 4-й месяц после начала продвижения сайта можно переходить к анализу достигнутых Топ-ов.
Следите за изменением количества фраз, вошедших в Топ10, после каждого апдейта выдачи поисковых систем.
На таблице ниже видно положительную динамику:
А вот с этим сайтом что-то не в порядке в Яндексе:
Однако, не спешите поднимать тревогу. Скачки позиций, особенно на ранних стадиях продвижения сайта — это вполне нормально. Посмотрите, что происходит с фразами, занимающими более низкие позиции — т.е. проанализируйте Топ30.
Как видно из таблицы выше, в ТОП30 практически не произошло никаких изменений.
Продолжайте следить за показателями после следующих 1-2 апдейтов. Если ситуация не изменится или ухудшится, обратитесь к SEO-специалисту. В стратегии продвижения нужно что-то менять.
Шаг четвертый. Следим за посещаемостью
Просматривайте графики изменения посещаемости сайта. При этом анализируйте именно посетителей из поисковых систем. Выводите на график данные за 2-3 месяца и группируйте их при этом по неделям. Так вы получите наглядный результат.
Такой график говорит о явном росте посещаемости, а значит продвижение сайта уже дает свои плоды.
А владельцу вот этого сайта пора начинать беспокоиться:
Хотя, возможно его бизнес носит сезонный характер, тогда такое падение посещаемости вполне закономерно.
В целом три выше описанных критерия (температура сайта, количество фраз в ТОП-ах, посещаемость) дают общую картину о динамике продвижения сайта. Анализ этих критериев занимает не более 10 минут в неделю, но помогает владельцу сайта и руководителю SEO-отдела быть в курсе.
Однако, есть еще один критерий, о котором я хочу вам рассказать. Если анализировать эффективность продвижения своего сайта или сайта клиента необходимо для контроля и корректировки стратегии продвижения, то следить за позициями сайтов конкурентов просто любопытно.
Изучаем конкурентов
Чаще всего сравнивать себя и конкурента по количеству фраз в Топ-е бессмысленно. Просто по тому, что вы не можете наверняка знать все запросы, по которым конкурент продвигается.
Например, вы проверяете позиции своего сайта и сайта конкурента по 100 фразам. И ваш сайт занимает Топ-10 по 89-ти фразам, а сайт конкурента — всего по 18-ти. Но это далеко не означает, что сайт конкурента плохо продвигается. Возможно есть еще 52 фразы, по которым его сайт продвигается, а ваш нет.
Как же тогда изучать конкурентов? Нужно анализировать конкретные фразы. Уверена, вы знаете некоторые фразы, по которым ваш конкурент точно продвигается.
Например, эти два сайта явно конкурируют в поиске по запросу «искусственный камень».
Интересно, удастся ли второму сайту удержаться на первом месте? Или конкурент опять его вытеснит?