«2ГИС» признан надлежащим ответчиком по иску о распространении недостоверных и порочащих честь истца сведений за предоставление технической возможности неограниченному кругу лиц публиковать отзывы без прохождения соответствующей идентификации. Установить личность автора отзыва под ником «Vitaly Berezovsky» в ходе судебного процесса не удалось.
Финансово-промышленная корпорация «Сибпром» добилась удаления отзыва и полной компенсации судебных издержек спустя почти 2 года после публикации на портале «2GIS». Судебные решения неоднократно опротестовывались обеими сторонами процесса, причем арбитражные суды принимали прямо противоположные решения относительно признания «ДубльГИС» надлежащим ответчиком. Кажется, что теперь финальную точку в этом деле поставил Верховный суд.
Наиболее важные выводы, которые теперь стоит сделать владельцам всех российских порталов с возможностью публичного размещения отзывов:
1. Отказ удалять отзыв в досудебном порядке может трактоваться судом как желание площадки солидаризироваться с автором
2. Отсутствие технической возможности однозначно идентифицировать пользователей может быть использовано против вас в суде
3. Распространение недостоверных и порочащих честь третьих лиц сведений путем демонстрации негативного отзыва на вашем сайте может привести к расходам.
Российская правовая система не основывается на прецедентном праве, но арбитражные суды часто принимают решения с учетом решений вышестоящих инстанций по аналогичным делам. Все это делает позиции сайтов-отзовиков более шаткими, а значит заставит их куда более серьезно относиться к досудебным претензиям и внедрять новые решения для однозначной идентификации пользователей. Также возможны значительные изменения текстов пользовательских соглашений и правил публикации отзывов.
Примечательно, что решение суда никак не компенсирует серьезный репутационный ущерб, накопленный за два года пребывания негативного отзыва в открытом доступе на популярном ресурсе. Это в очередной раз подтверждает, что судебный иск — все же крайняя мера по защите репутации, когда все остальные способы уже перепробованы. Для сравнения: репутационное агентство EpicCenter производит удаление отзывов часто в срок от одного до нескольких дней.