Как мы создавали логистический B2B-проект с нуля: от идеи до запуска на рынок
Команда
Любой долгосрочный проект эффективнее всего делать с единомышленниками. Одни лишь деньги не дадут той мотивации, которую могут дать общие цели. Мне всегда были интересны последние тенденции в развитии технологий, и я думал о том, как их можно применить в области международной логистики и ВЭД. Поэтому со временем родилась и оформилась идея о создании транспортного калькулятора, который давал бы гарантированную цену на международную перевозку с возможностью оформить заказ онлайн. Тогда я был далек от разработки интернет-проектов и не знал, как подступиться к реализации этой идеи, поэтому пару лет она “пролежала в столе”.
Весной 2015 года в спортзале я познакомился со своим будущим партнером по проекту Eride.ru. Александр Лебедев давно занимался IT-проектами и с увлечением рассказывал про различные компании, IT-системы, сервисы и приложения, которые появились на рынке. Я завороженно слушал про эти чудеса и не верил своим ушам – это был новый мир. Настоящим открытием для меня стали: Uber, Додо Пицца и Банк Тинькофф, до сих пор пример этих компаний помогает идти по выбранному пути.
В свою очередь, я делился с Александром историями об управлении реальным бизнесом, рассказывал о моих рабочих кейсах, успешных и не очень. Именно во время этих бесед я вспомнил про свою старую идею — создать продвинутый транспортный калькулятор. И оказалось, что воплотить ее в жизнь вполне реально!
Очень важно, чтобы твой компаньон так же, как ты сам, безоговорочно верил в идею и был готов на определенные жертвы ради общего дела. Александр оказался именно таким человеком. У него была работа в хорошей, стабильной компании, которую он оставил ради нашего проекта. Он прекрасно понимал, что жить теперь придется скромнее, нужно будет отказаться от некоторых привычных вещей и — главное — абсолютно все свое свободное время работать над нашим стартапом. Тем не менее, он выбрал этот путь, и это заслуживает огромного уважения.
Пишем ТЗ
Сама по себе идея, даже если она очень хорошая, не стоит ничего, так как чем она лучше, тем более трудоемко ее воплощение в жизнь. Цена реализации идеи — не только деньги, но и драгоценнейший ресурс — личное время.
Каждый день после основной работы, часто и в выходные дни, мы встречались в местном ресторанчике и составляли ТЗ (Техническое Задание для разработки) проекта: рисовали прототипы сервиса, анализировали конкурентов, искали эффективные для нас интерфейсные и инженерные решения, проектировали бизнес-процессы. Жена ворчала на меня, но терпела, потому что видела — мы горим идеей, и это было лучшей поддержкой с ее стороны. За 4 месяца было создано техническое задание на 200 страниц, разработан дизайн и спланированы бизнес-процессы. Сложно сказать, много это или мало по времени, но по общим вложенным силам это было так же, как создание большой серьезной книги в соавторстве. Это был отличный командный опыт!
В поисках финансов
Достаточно быстро наш проект из идеи начал превращаться в реальный бизнес-концепт, который нужно было воплощать в реальность. Я начал искать финансирование и предложил своим партнерам по текущему логистическому бизнесу поучаствовать в нашей истории, но встретил довольно слабый интерес и скепсис. Никто не горел идеей, как мы, и это стало для меня настоящим откровением.
Стартап — это журавль в небе. Совсем не факт, что он превратиться в синицу, которая попадет в руки инвестору. По сути, это первый рубикон, который нам нужно было пересечь, и я не знал, как это сделать. Помогла моя супруга, которая согласилась разбить свинью-копилку и урезать на пару лет наш семейный бюджет в пользу разработки Eride.ru Она чувствовала, что если сейчас я не попробую сделать что-то выдающееся, то буду жалеть до конца жизни. Так моя семья превратилась в инвестора.
Поиск разработчика или аттракцион человеческой жадности
Бюджет появился, и нужно было срочно его реализовывать. Начались поиски разработчика. Для меня это похоже на поиск бригады для ремонта квартиры, когда на руках уже есть свой дизайн-проект. Ценник и сроки рождались из воздуха и шокировали своим разбросом, периодически заставляя задуматься о продаже наших почек.
Студии жонглировали миллионами рублей и десятками месяцев разработки так смело, что даже мне как коммерсанту иногда становилось не по себе. Случалось так, что разница в стоимости услуг при оценке проекта по одному и тому же ТЗ отличалась на несколько миллионов рублей, и это — от двух студий с примерно одинаковыми ресурсами. Заодно нас предупреждали о том, что стоимость может легко увеличиться еще, а времени на разработку потребуется от одного года до трех лет.
В итоге мы остановились на трех адекватных, по нашему мнению, командах из разных городов России. Они давали примерно одинаковый ценник, который соответствовал нашим ожиданиям, и сроки были достаточно приемлемыми. Критерий окончательного выбора был один — личная приязнь. Я люблю, когда мне хорошо что-то продают и при этом дают массу дельных советов.
Невозможное возможно
Разумеется, в процессе разработки у нас возникла масса проблем и противоречий. Иногда казалось, что решения просто нет, но каким-то чудом оно находилось! Вместо баснословно дорогих решений находились доступные и эффективные. Алгоритмы расчета цен сначала работали криво, совсем не так, как планировалось, но мы нашли выход и смогли создать множество удобных дополнительных фич, которые сейчас выручают нас и делают управление ценообразованием и монетизацией гибким и эффективным.
Даже когда стала остро ощущаться нехватка средств, решение нашлось внезапно. У меня угнали машину, и денег, которые возместила страховая компания, хватило на завершение разработки Eride.ru Я понял на собственном опыте, что если ты действительно веришь в идею, то обязательно осилишь дорогу на пути к ее воплощению, находя выходы там, где другие видят лишь препятствия.
Вы всегда будете испытывать нехватку денег. Но в этом есть плюс: самые эффективные и смелые решения, как показывает жизнь, принимаются при минимальных бюджетах или при полном их отсутствии.
Внешние инвесторы
На поздних стадиях разработки, когда люди начинают верить в серьезность ваших намерений, инвесторы могут появиться внезапно сами собой. Главный вопрос, который следует себе задать в этот момент: нужно ли брать у них деньги? Важно четко понимать, как максимально эффективно ими распорядиться, а это сложно сделать без обкатанной бизнес-модели. Кроме того, человек, который даст денег, но не станет участвовать в ежедневной работе над сервисом, будет постоянно требовать отчетов и результатов, несмотря на любые обстоятельства, и нужно быть к этому готовым. Несмотря на несколько заманчивых предложений, мы отказались от сторонних инвестиций. Сейчас мы точно понимаем, что на тот момент это было правильное решение.
Продолжение следует
Очень важно понимать, что факт запуска продукта на рынок — это всего лишь первый шаг на пути к успеху. Предстоит еще внедрение маркетинговой стратегии, что на деле еще более трудоемко, чем сам процесс разработки проекта. И на поздних стадиях этого этапа, когда полностью понятна бизнес-модель и эффективность маркетинговых каналов, как раз и могут пригодиться деньги от серьезного стороннего инвестора, который сможет по достоинству оценить продукт и поверить в него так же сильно, как в начале пути в него верили вы сами.
Иван Фисенко,
Электронные грузоперевозки