История и эволюция емейл-маркетинга: занимательные факты
По данным статистики, в текущем году количество пользователей электронной почты составит 4 147 000 000, а к 2025 году к ним прибавятся еще 447 000 000 человек.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Как все начиналось
Емейл-маркетинг, в отличие от некоторых других каналов, например, пушей и мессенджеров, не взлетел в одночасье. Для обретения популярности ему потребовалось время. И тому есть причина: на момент создания первой емейл-рассылки персональные компьютеры были редкостью, а письма можно было отправить только пользователям локальной сети.
Первые ласточки
Символ @ придумал в 1971 году Рэй Томлинсон. Он же и отправил первое в мире электронное письмо, получателем которого указал себя. С тех пор 2 октября во всем мире считается Днем электронной почты.
К отцам-основателям емейл-маркетинга причисляет себя и Шива Айядурай. Он утверждает, что в возрасте 14 лет в 1978 году создал сеть для обмена сообщениями по электронной почте для Университета медицины и стоматологии Нью-Джерси. И назвал ее «Email». И если в то время электронные письма уже отправлялись, то термин «email» действительно был использован впервые.
Королева Великобритании Елизавета Вторая в 1976 году стала первым монархом, отправившим письмо по электронной почте.
Первым емейл-маркетологом можно назвать Гэри Тюрка — он в далеком 1978 году создал первую емейл-рассылку и отправил ее через сеть ARPANET на 400 пользователей этой сети для продвижения продукции своего работодателя — Digital Equipment Corporation. Результатам позавидовали бы даже современные емейл-маркетологи. Гэри Тюрк утверждает, что рассылка поспособствовала продажам продуктов DEC на сумму 13 миллионов долларов США. Так началась история заработка на емейл-маркетинге.
В 1992 году в письма стали добавлять не только текст, но и мультимедийные элементы: видео, картинки, аудиофайлы. Такая возможность появилась с внедрением MIME — многоцелевого расширения почты Интернета.
В этом же году появился редактор для создания писем WYSIWYG от CompuServe. В нем можно было использовать разные шрифты, цвета и смайлики.
Середина 90-х: рост числа почтовых сервисов
Создание первого почтового сервиса датируется 1993 годом.
Филип Халлам-Бейкер, эксперт по кибербезопасности в CERN, создал первый прототип почтовой программы. Но этот почтовик так и остался в тестовой версии, в массовое использование не попал.
Идея иметь доступ к своей электронной почте с любого компьютера, подключенного к сети Интернет, нашла отклик в массах, и рынок предложил сразу несколько решений. В середине 90-х годов появились первые бесплатные сервисы электронной почты, в числе которых Hotmail и RocketMail, превратившийся впоследствии в Yahoo! Mail.
Спам: появление и определение
Большой проблемой для емейл-маркетологов и подписчиков является СПАМ — рассылки нежелательной почты.
Термин «SPAM» возник в 1937 году, и, конечно же, никакого отношения к емейл-маркетингу изначально не имел. Расшифровывался он просто — «Spiced ham», или в переводе — «острая ветчина», продукция фирмы Hormel Foods Corporation. Реклама этого бренда была очень навязчивой, что обыграла в своем ролике комик группа «Монти пайтон» в 1986 году. После этого термин «спам» стал синонимом навязчивой рекламы, и в 1998 году он вошел в Новый Оксфордский словарь вместе с несколькими другими интернет-терминами. Кстати, ветчину «SPAM» можно купить и в наши дни.