Яндекс запустил алгоритм «Королёв». Что это и что теперь делать?
22 августа в Московском Планетарии состоялась впечатляющая презентация компании Яндекс. Говорили много красивых слов, философствовали об интернете, сравнивали поиск с освоением космоса, рассуждали об алгоритмах ранжирования и искусственном интеллекте. А ещё дружно нажимали большую красную кнопку для запуска нового алгоритма поиска — «Королёв».
Что такое «Королёв», и как это работает?
Каких-то внешних изменений вы не заметите. Поиск — это по-прежнему пустая строка в жёлтой рамочке, а вокруг неё новости, курсы валют, погода, программа, афиша, пробки, карты, реклама... Меняется подход к обработке запросов и релевантности поисковой выдачи. Мы уверены, что услышав последнее, большинство SEO-специалистов напряглись, ожидая очередной «Минусинск», но, судя по всему, зря.
Теперь поиск не будет искать по словам, он будет сравнивать смыслы. Задача алгоритма «Королёв», в основе которого нейронная сеть, понять запрос пользователя, сопоставить его с информацией на страницах и сформировать релевантную выдачу.
Хотя нейронная сеть уже была задействована и в предыдущем алгоритме — Палехе — разница в том, что Палех применял AI для обработки заголовков 150 страниц на последнем этапе ранжирования страниц, а «Королёв» будет применять нейронные сети на более ранних этапах, охватывая текст целиком 200 000 страниц. Но к этой громкой цифре SEO-специалисты отнеслись весьма скептически, потому что «95% кликов приходится только на первую страницу».
Например, по запросу «Что надеть» пользователь мог интересоваться модными тенденциями, советами по стилю, приложениями для подбора гардероба или... прогнозом погоды.
Семантику каждого текста «Королёв» преобразует в массив из 300 чисел, а затем сопоставляет полученные массивы. Таким образом нейронная сеть оценивает смысловую близость текстов, а ещё учитывает все запросы, по которым пользователи переходили к каждому из них.
То есть мы сами должны учить поиск искать?
Да, каждый пользователь Яндекса будет учить поиск правильно искать (но, вообще-то, мы делаем это уже давно), а «Королёв» — анализировать собранную по каждому пользователю big data, чтобы в дальнейшем настроиться не просто на семантическую, а на персонализированную выдачу.
Чтобы начать обучать поиск, ничего особенного не нужно делать, просто продолжать (начать?) им пользоваться. Как это сделали ранее уже 500 000 асессоров и толокеров, помогая разрабатывать «Королёва» (обычно в этом месте задают вопрос о качестве работы этих людей, но ответить на него никто не может).
На презентации прозвучала фраза: «Теперь стало гораздо удобнее искать, например, фильмы, название которых ты забыл, но помнишь ключевые моменты», что тут же вызвало всплеск самых разных запросов о кино в Яндексе. Присоединились и мы:
А что о «Королёве» говорят в интернете?
Вы заметили, что Яндекс стал чем-то похож на Сбербанк или Почту России, только в интернете? Нет, он не собирает очереди, он притягивает комментарии недовольных пользователей в огромных количествах.
Например, в блоге Яндекса и на habrahabr сразу после релиза «Королёва» появились не только тестировщики, которые начали проверять работу поиска, придумывая запросы «позаковырестее», но и толпа обиженных людей, чьи тексты не ищутся, сайты ранжируются плохо, а в техподдержке им не отвечают годами.
Мы попросили нашего руководителя отдела интернет-маркетинга Алексея Басова прокомментировать самые частые жалобы на работу Яндекса, которые обнаружили под статьями о «Королёве».
Проблема № 1:
Яндекс не ищет первоисточник или выдаёт его далеко не на первой странице. Как это лечится?
Боюсь, что проблема с определением первоисточника сейчас не лечится никак. Сервис «Оригинальные тексты» Яндекс.Вебмастере не работал и не работает правильно. Первоисточником может стать как более «трастовый» сайт (уровень доверия к которому у Яндекса выше, чем у вашего сайта), так и наоборот, менее трастовый, даже спамный сайт, но который, по мнению поисковой системы, более подходит к данному поисковому запросу. Когда контент одинаков, ранжирование происходит по прочим факторам. Но, в любом случае, мы стараемся добавлять наши тексты в «Оригинальные тексты» и надеяться, что когда-нибудь это заработает.
Проблема № 2:
Яндекс не борется с накрутками, что приводит к нерелевантной выдаче.
Сейчас ситуации с накрутками по коммерческим запросам встречаются всё реже. Из «зачищают» после жалоб на ресурсы и проверок асессорами. Но, я думаю, что с внедрением алгоритма «Королёв» результаты накруток будут ухудшаться и естественным образом — после повышения количества отказов и снижения CTR.
Проблема № 3:
У Яндекса проблемы с географией.
Да, мы сталкивались с такой проблемой в работе. Это связано с большим количеством информационных ресурсов в поисковой выдаче по коммерческим запросам. Большее количество конкретных компаний появляется в выдаче только после уточнения запроса. Но, если уточнять запросы фразами «в домашних условиях», «народными средствами» и т.п., пользователь сам «переучит» поиск ранжировать информационные сайты выше по запросам без этих уточнений. Если рассматривать пример из комментария, даже в выдаче по Москве только половина сайтов из ТОП10 по такому запросу — это клиники. Остальные — такие же информационные статьи.
С другой стороны, это даёт почву для ещё большего количества комментариев о «теории заговора» Яндекса, чтобы владельцы коммерческих компаний, не находя себя в ТОП10 по подобным запросам, запускали рекламу в Яндекс.Директ, надеясь занять первые рекламные строки до начала органической выдачи. Но этот момент, разумеется, никак не проверить.
Проблема № 4:
Как тут вообще правильно искать?
Да, в данном примере пользователь просто не умеет готовить. Язык запросов в Яндексе и Google значительно отличается. Даже в самой простой ситуации из комментария: чтобы пользователь увидел только результаты, в которых ему необходимо русское название, нужно было кроме кавычек поставить восклицательный знак перед нужным словом. То есть «!джерико» — и всё работает правильно. А для тех, кто хочет использовать поиск с умом, есть официальные инструкции от Яндекса.
Проблема № 5:
Ничего не сказали про Директ. Как «Королёв» отразится на рекламе?
Органическая выдача, которую должен показывать Королёв, и работа Директа — это совершенно разные алгоритмы. Возможно, будет увеличение количества информационных сайтов в органической выдаче и «пробиться» в их ТОП коммерческим сайтам станет сложнее. Тогда логично, что большее количество коммерческих компаний будут использовать Яндекс.Директ, чтобы конкурировать с информационными ресурсами на первой странице выдачи. Но подобная тенденция уже наблюдается давно и без Королёва.
Проблема № 6:
И что мне теперь делать? Усиленно яндексить свой сайт?
А вы думаете, так никто до вас не делал? Уже довольно давно существует тема с накруткой поведенческих факторов. Кто хотел, уже много лет «яндексил» свой бизнес, кто переусердствовал — попадал под фильтр. Ничего кардинально нового Яндекс на данный момент не представил. Так что нужно просто продолжать работать с улучшением технического состояния сайтов, создавать качественный контент, работать над юзабилити и улучшением конверсий. Параллельно вести контекстную рекламу и, при необходимости, использовать другие каналы привлечения целевых посетителей.
И куда тут смотреть?
«Королёв», в первую очередь, нацелен на улучшение выдачи по некоммерческим запросам, поэтому и улучшения должны произойти в ТОПе по информационным низкочастотным запросам. И, как мы помним, движения здесь начались ещё при алгоритме «Палех» в конце прошлого года.
Учитывая особенности работы постепенно обучающегося алгоритма, какие-то изменения мы сможем заметить не ранее, чем через месяц. И они будут такими же постепенными, поэтому лучше уже сегодня запастись скриншотами выдачи, чтобы было с чем сравнивать через полгода-год.