Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
446 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

​Яндекс запустил алгоритм «Королёв». Что это и что теперь делать?

22 августа в Московском Планетарии Яндекс показательно нажал большую красную кнопку и запустил новый алгоритм поиска — «Королёв». Разбираемся, как он работает и повлияет ли на работу SEO-специалистов
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

22 августа в Московском Планетарии состоялась впечатляющая презентация компании Яндекс. Говорили много красивых слов, философствовали об интернете, сравнивали поиск с освоением космоса, рассуждали об алгоритмах ранжирования и искусственном интеллекте. А ещё дружно нажимали большую красную кнопку для запуска нового алгоритма поиска — «Королёв».

Что такое «Королёв», и как это работает?

Каких-то внешних изменений вы не заметите. Поиск — это по-прежнему пустая строка в жёлтой рамочке, а вокруг неё новости, курсы валют, погода, программа, афиша, пробки, карты, реклама... Меняется подход к обработке запросов и релевантности поисковой выдачи. Мы уверены, что услышав последнее, большинство SEO-специалистов напряглись, ожидая очередной «Минусинск», но, судя по всему, зря.

Теперь поиск не будет искать по словам, он будет сравнивать смыслы. Задача алгоритма «Королёв», в основе которого нейронная сеть, понять запрос пользователя, сопоставить его с информацией на страницах и сформировать релевантную выдачу.

b_59a3b649836d8.jpg

Хотя нейронная сеть уже была задействована и в предыдущем алгоритме — Палехе — разница в том, что Палех применял AI для обработки заголовков 150 страниц на последнем этапе ранжирования страниц, а «Королёв» будет применять нейронные сети на более ранних этапах, охватывая текст целиком 200 000 страниц. Но к этой громкой цифре SEO-специалисты отнеслись весьма скептически, потому что «95% кликов приходится только на первую страницу».

b_59a3b73ebfc1a.jpg

Например, по запросу «Что надеть» пользователь мог интересоваться модными тенденциями, советами по стилю, приложениями для подбора гардероба или... прогнозом погоды.

b_59a3b748ab193.jpg

Семантику каждого текста «Королёв» преобразует в массив из 300 чисел, а затем сопоставляет полученные массивы. Таким образом нейронная сеть оценивает смысловую близость текстов, а ещё учитывает все запросы, по которым пользователи переходили к каждому из них.

То есть мы сами должны учить поиск искать?

Да, каждый пользователь Яндекса будет учить поиск правильно искать (но, вообще-то, мы делаем это уже давно), а «Королёв» — анализировать собранную по каждому пользователю big data, чтобы в дальнейшем настроиться не просто на семантическую, а на персонализированную выдачу.

Чтобы начать обучать поиск, ничего особенного не нужно делать, просто продолжать (начать?) им пользоваться. Как это сделали ранее уже 500 000 асессоров и толокеров, помогая разрабатывать «Королёва» (обычно в этом месте задают вопрос о качестве работы этих людей, но ответить на него никто не может).

На презентации прозвучала фраза: «Теперь стало гораздо удобнее искать, например, фильмы, название которых ты забыл, но помнишь ключевые моменты», что тут же вызвало всплеск самых разных запросов о кино в Яндексе. Присоединились и мы:

b_59a3b6665de50.jpg

А что о «Королёве» говорят в интернете?

Вы заметили, что Яндекс стал чем-то похож на Сбербанк или Почту России, только в интернете? Нет, он не собирает очереди, он притягивает комментарии недовольных пользователей в огромных количествах.

Например, в блоге Яндекса и на habrahabr сразу после релиза «Королёва» появились не только тестировщики, которые начали проверять работу поиска, придумывая запросы «позаковырестее», но и толпа обиженных людей, чьи тексты не ищутся, сайты ранжируются плохо, а в техподдержке им не отвечают годами.

Мы попросили нашего руководителя отдела интернет-маркетинга Алексея Басова прокомментировать самые частые жалобы на работу Яндекса, которые обнаружили под статьями о «Королёве».

Проблема № 1:

Яндекс не ищет первоисточник или выдаёт его далеко не на первой странице. Как это лечится?

b_59a3b67b5d96e.jpg

Боюсь, что проблема с определением первоисточника сейчас не лечится никак. Сервис «Оригинальные тексты» Яндекс.Вебмастере не работал и не работает правильно. Первоисточником может стать как более «трастовый» сайт (уровень доверия к которому у Яндекса выше, чем у вашего сайта), так и наоборот, менее трастовый, даже спамный сайт, но который, по мнению поисковой системы, более подходит к данному поисковому запросу. Когда контент одинаков, ранжирование происходит по прочим факторам. Но, в любом случае, мы стараемся добавлять наши тексты в «Оригинальные тексты» и надеяться, что когда-нибудь это заработает.

Проблема № 2:

Яндекс не борется с накрутками, что приводит к нерелевантной выдаче.

b_59a3b683e23a9.jpg

Сейчас ситуации с накрутками по коммерческим запросам встречаются всё реже. Из «зачищают» после жалоб на ресурсы и проверок асессорами. Но, я думаю, что с внедрением алгоритма «Королёв» результаты накруток будут ухудшаться и естественным образом — после повышения количества отказов и снижения CTR.

Проблема № 3:

У Яндекса проблемы с географией.

b_59a3b68f69672.jpg

Да, мы сталкивались с такой проблемой в работе. Это связано с большим количеством информационных ресурсов в поисковой выдаче по коммерческим запросам. Большее количество конкретных компаний появляется в выдаче только после уточнения запроса. Но, если уточнять запросы фразами «в домашних условиях», «народными средствами» и т.п., пользователь сам «переучит» поиск ранжировать информационные сайты выше по запросам без этих уточнений. Если рассматривать пример из комментария, даже в выдаче по Москве только половина сайтов из ТОП10 по такому запросу — это клиники. Остальные — такие же информационные статьи.

С другой стороны, это даёт почву для ещё большего количества комментариев о «теории заговора» Яндекса, чтобы владельцы коммерческих компаний, не находя себя в ТОП10 по подобным запросам, запускали рекламу в Яндекс.Директ, надеясь занять первые рекламные строки до начала органической выдачи. Но этот момент, разумеется, никак не проверить.

Проблема № 4:

Как тут вообще правильно искать?

b_59a3b6991cd2c.jpg

Да, в данном примере пользователь просто не умеет готовить. Язык запросов в Яндексе и Google значительно отличается. Даже в самой простой ситуации из комментария: чтобы пользователь увидел только результаты, в которых ему необходимо русское название, нужно было кроме кавычек поставить восклицательный знак перед нужным словом. То есть «!джерико» — и всё работает правильно. А для тех, кто хочет использовать поиск с умом, есть официальные инструкции от Яндекса.

Проблема № 5:

Ничего не сказали про Директ. Как «Королёв» отразится на рекламе?

Органическая выдача, которую должен показывать Королёв, и работа Директа — это совершенно разные алгоритмы. Возможно, будет увеличение количества информационных сайтов в органической выдаче и «пробиться» в их ТОП коммерческим сайтам станет сложнее. Тогда логично, что большее количество коммерческих компаний будут использовать Яндекс.Директ, чтобы конкурировать с информационными ресурсами на первой странице выдачи. Но подобная тенденция уже наблюдается давно и без Королёва.

Проблема № 6:

И что мне теперь делать? Усиленно яндексить свой сайт?

А вы думаете, так никто до вас не делал? Уже довольно давно существует тема с накруткой поведенческих факторов. Кто хотел, уже много лет «яндексил» свой бизнес, кто переусердствовал — попадал под фильтр. Ничего кардинально нового Яндекс на данный момент не представил. Так что нужно просто продолжать работать с улучшением технического состояния сайтов, создавать качественный контент, работать над юзабилити и улучшением конверсий. Параллельно вести контекстную рекламу и, при необходимости, использовать другие каналы привлечения целевых посетителей.

И куда тут смотреть?

«Королёв», в первую очередь, нацелен на улучшение выдачи по некоммерческим запросам, поэтому и улучшения должны произойти в ТОПе по информационным низкочастотным запросам. И, как мы помним, движения здесь начались ещё при алгоритме «Палех» в конце прошлого года.

Учитывая особенности работы постепенно обучающегося алгоритма, какие-то изменения мы сможем заметить не ранее, чем через месяц. И они будут такими же постепенными, поэтому лучше уже сегодня запастись скриншотами выдачи, чтобы было с чем сравнивать через полгода-год.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.