Как вывести ключевого клиента из-под «Минусинска» (предварительно туда попав)
Долговременное сотрудничество — повод для гордости любого агентства. Это отличный показатель доверия клиента и качественной работы подрядчика. Именно поэтому логотипы таких клиентов украшают сайт, портфолио и презентации, этим козыряют в кейсах, на выступлениях и переговорах.
Но почему-то не все агентства готовы рассказывать, что за годы сотрудничества не всё бывает абсолютно гладко. Проблемы случаются, и главное в таких ситуациях — найти их верное решение и сохранить отношения с клиентом, преобразовав случившееся в позитивный опыт.
Поэтому мы сейчас расскажем, как один из наших ключевых клиентов, находясь у нас на продвижении, попал под «Минусинск», по какой причине это произошло, и что мы предприняли, чтобы всё починить.
Наше сотрудничество со СДЭКом началось еще в 2012 году, когда в ТОПы продвигались только по частотным запросам, а покупка ссылок считалась одним из ключевых способов продвижения. Точнее, без определенного количества ресурсов, ссылающихся на сайт, это было практически невозможно. Поэтому ссылки закупали все. Но кто-то пытался встроить ссылки в статьи по смыслу, чтобы смотрелось более-менее органично, а кто-то просто оплачивал неожиданные «купить кирпич» или «заказать окна в Москве» со ссылкой на сайт заказчика на страницах о гаданиях, гороскопах, предсказаниях и прочих сомнительных вещах.
Примерно такие «сюрпризы» от предыдущих подрядчиков по продвижению и были обнаружены нами, после того, как мы сами подготовили ряд статей со ссылками и разместили их на тематических ресурсах и в соцсетях. Но для начала мы успели провести множество работ по оптимизации сайта:
- оптимизировали посадочные страницы на сайте,
- наполнили сайт оптимизированным контентом для привлечения трафика по менее частотным запросам,
- работали над повышением конверсии с форм обратной связи,
- расширили географию, добавляя регионы продвижения,
- исправили разного рода технические ошибки.
В результате по 80-90% запросов сайт СДЭК вышел в ТОП1 Яндекс и в ТОП5 Google в крупных регионах, в менее конкурентных — по 100% запросов, дополнительно мы улучшили позиции по средне- и низкочастотным запросам (а это более 1000 запросов в ТОП10 в каждом регионе России), улучшили юзабилити сайта, повысили его конверсионность.
Несмотря на положительную динамику и хорошую статистику, 5 декабря 2015 года, при плановой проверке позиций сайтов клиентов, в тогда еще бета-версии нового Яндекс.Вебмастера было обнаружено уведомление о фатальном нарушении «Использование SEO-ссылок». Сайт СДЭКа попал под «Минусинск».
Ссылочные фильтры тогда вводились по той же причине, по которой сейчас введён ai в поисковик, умные ленты в соцсетях и другие критерии ранжирования — против накруток и искусственного завышения позиций в выдаче. Ссылки не только засоряли блоги, ради них создавались сайты с совершенно бессмысленным контентом с целью быстрой раскрутки и продажи рекламных мест для размещения ссылок. В итоге качественные, но молодые сайты, иногда не попадали и в ТОП30.
На тот момент на сайт СДЭКа ссылалось около 8000 доменов, из них 1714 — покупные «вечные» ссылки. Если анализировать ситуацию сейчас, то без этих ссылок мы вряд ли бы вывели сайт в ТОП10 по высокочастотным запросам, но, с другой стороны, не попали бы под Минусинск.
Попадание в ТОП10 и удержание там позиций на протяжении нескольких лет дало огромный результат: с каждым месяцем всё больше пользователей переходило на сайт по витальным запросам (содержащим название компании или доменное имя), поэтому после попадания под Минусинск, ощутимой потери в поисковом трафике не было — он продолжал расти, как и раньше.
Поэтому благодаря качественно проделанной работе, единственное на чём впоследствии сказался Минусинск — это сокращение примерно в 2,5 раза нашей бонусной части, которая зависела от нахождения указанных в договоре отдельных запросов в ТОП-5 Яндекса и Google.
А дальше началась долгая переписка с Яндексом и удаление лишних ссылок (что, кстати, оказалось не такой уж простой задачей, поскольку у нас не было доступа к ссылкам, купленным до нашей работы, да и связь со многими сайтами просто пропала).
В индивидуальном порядке на неподкупный Яндекс повлиять нельзя, какой бы крупной и известной ни была ваша компания.
Изначально мы написали Платонам (под этим именем техподдержка Яндекса общается с пользователям) о том, что на сайт СДЭКа в принципе ссылается очень много ресурсов, ведь СДЭК — крупнейшая в России служба доставки, с которой работает множество магазинов, но в Яндексе были непреклонны: «Снимайте SEO-ссылки» и пара примеров купленных ссылок.
Следующие 4,5 месяца мы активно снимали купленные ссылки, связывались с вебмастерами, биржами, ускоряли переиндексацию страниц со снятыми ссылками и в апреле написали новое сообщение в Яндекс:
«За прошедшие 4,5 месяца мы нашли все купленные оптимизаторами ссылки в биржах (их было 1714 штук), связались с вебмастерами по поводу их удаления.
В итоге удалось снять либо договориться с вебмастером удалить страницу со ссылкой — 1489 доменов. Таким образом, на 18.04.2016 было снято почти 87% ссылок от общего количества покупных ссылок».
Ещё 225 ссылок (а это 13% от общего количества) снять не удалось, потому что владельцы сайтов не реагировали на обращения. В Яндексе к этой ситуации отнеслись с пониманием и ответили, что ограничения будут сняты автоматически, когда количество снятых ссылок достигнет определенного порога.
Казалось бы, можно успокоиться, продолжить работать в прежнем ритме и просто ждать. Но нет.
Некоторые владельцы сайтов, с которых мы ранее сняли ссылки, переразместили их на других страницах своих сайтов и стали просить деньги за удаление. На других сайтах, где удаляли (возможно, по той же причине) ссылки на свои сайты наши конкуренты, стали заменять их на ссылки на СДЭК. С этой проблемой мы сразу обратились в Яндекс.
Как оказалось, в Яндексе предвидели такие ситуации, а потому критерий «возраст SEO-ссылок» был предусмотрен в алгоритме.
В итоге необходимого порога мы достигли только в апдейт 23 ноября 2016 года — в этот день почти все запросы вернулись в ТОП6 — ТОП10, а к началу января 2017 года большинство запросов были уже в ТОП3. То есть, через 1,5 месяца после выхода из-под фильтра видимость по отслеживаемым запросам выросла почти в 2 раза.
Если сравнивать показатели «до» и «после» Минусинска, то видимость по отслеживаемым запросам в начале января 2017 года была выше в 1,5 раза, чем в ноябре 2015 года. Большого скачка трафика не произошло, так как за прошедший год по витальным запросам стало приходить ещё больше посетителей. И все эти вновь появившиеся переходы по продвигаемым запросам просто растворились в общей массе остального витального поискового трафика.
А выводы будут максимально очевидными:
1. Проверяйте, какие работы по продвижению вашего клиента проводились предыдущим подрядчиком. Вы можете обнаружить не очень приятные сюрпризы, которые некоторые именуют профессиональными услугами.
2. Работайте качественно, подходите к поставленным задачам комплексно. Тогда любая (почти) проблема не будет для вас фатальной, и пока вы будете искать её решение, «зачётка будет работать на вас».
3. Ищите реальные истории, в которых будут проанализированы причины возникновения проблем и объяснено их решение, а не разрисован счастливый и радужный кейс. Когда Яндекс запустил «Минусинск», под алгоритм попало множество крупных проектов, но почему-то большинство агентств об этом до сих пор молчит. Процесс продвижения проекта довольно непредсказуем, и то, что рекомендовали для продвижения в ТОП Яндекса вчера, завтра может оказаться под табу. Каждый может оказаться в такой ситуации, разница лишь в том, как поведет себя ваш подрядчик.
* А откуда взялись такие огромные пиксели на картинках после их загрузки на сайт, одному SPARKу известно.