Канвас инноваций — простой способ создать инновационный продукт
Инструмент называется «Канвас инноваций», с ним меня познакомил Николай Хлопов. Канвас инноваций — простой способ создать инновационный продукт, разработать инновационную стратегию или сделать прорыв в канале продвижения.
Шаг 1. Начните с заполнения блока «Группа потребителей»
Опишите портрет своей аудитории: привычки, вкусы, хобби, сферу деятельности, способ покупок аналогичных продуктов или услуг и другие характеристики, которые помогут узнать этого человека при первом контакте.
Шаг 2. Блок «Возникающие ожидания».
Материалы для этого блока можно получить из исследования рынка и разговора с клиентами. Найдите потребности, которые клиент еще не осознает, — неудобства, для решения которых он пока не предпринимает активных действий. Если такой информации у вас нет, можно использовать гипотезы, которые потом обязательно стоит проверить.
Шаг 3. Блок «Базовые потребности»
Вспомните пирамиду Маслоу и вынесите на стикеры потребности, которые соответствуют заявленным ожиданиям.
Шаг 4. «Цель инновации».
Определитесь, что в вашей компании требует изменений. Опирайтесь на клиентские ожидания. Что актуально для бизнеса с учетом изменений в предпочтениях клиента? Обязательно думайте о том, для каких изменений у вас достаточно ресурсов.
Шаг 5. «Примеры для подражания»
Разместите в блоке фотографии или вырезки из газет продуктов или рекламных компаний, которые вдохновляют вашу команду, на которые вы бы хотели равняться.
Шаг 6. «Тренд»
Выделите тренд, который доминирует в отобранных примерах для подражания. Тренд должен быть один. Формулировка должна быть простой и короткой. Например, «диджитализация».
Шаг 7. «Долгосрочные драйверы изменений» и «Краткосрочные драйверы изменений»
Возьмите карту трендов или другой материал для анализа будущего и определите по 3—4 долгосрочных и краткосрочных драйвера изменений для вашей отрасли и продукта.
Шаг 8. «Ваша инновация»
Учитывая запросы вашего потребителя, примеры и тренды на рынке, задайте себе вопрос: «Как должен измениться продукт/стратегия/рекламная кампания? Что нужно привнести? Улучшить? Изменить?». Занесите все идеи в блок.
Если предыдущая работа сделана корректно, идеи родятся быстро. Протестируйте их на клиентах, прежде чем начинать действовать.
Чтобы закрепить вашу веру в инновации, расскажу историю.
Наша компания долгое время работала на рынке консалтинга. Мы предлагали интересную услугу — вовлечение команды в разработку маркетинговой стратегии с дополнительными материалами на онлайн-платформе.
Мы уже реализовали достаточное количество кейсов, когда вдруг я поняла, что остается неохваченной огромная часть рынка.
Я заметила, что собственники малого и среднего бизнеса заговорили о неадекватности маркетологов, сложности их поиска или высокой стоимости. Владельцы бизнеса были вынуждены останавливать развитие из-за отсутствия компетентных кадров.
Этот запрос мы определили как «возникающее ожидание» в сегменте МСБ. Целью инновации мы поставили создание продукта, решающего проблему собственника без привлечения и поиска маркетолога.
Мы выбрали тренд «диджитализация». В основу долгосрочных драйверов изменений легли:
- —становление искусственного интеллекта,
- —уход с рынка профессий, которые могут заменить роботы и программы,
- —роботизация,
- —оптимизация затрат на обслуживание бизнес-модели.
Краткосрочные драйверы изменений, которые пересекались с задачей, мы определили следующие:
- —рост рынка онлайн-обучения,
- —развитие облачных интернет-сервисов.
В «примеры для подражания» попали бухгалтерский сервис «Кнопка», сервис личной прокачки «Brainify» и «amoCRM». В «базовые потребности» мы выделили потребность принадлежать к определенной группе («чем успешнее мой бизнес, тем больше шансов состоять в социальном кругу, который мне интересен»).
Когда мы заполнили блоки шаблона и провели креативную сессию, у нас родилась идея интернет-конструктора или робота, который умеет самостоятельно диагностировать задачу клиента и выстраивать маршрут действий, которые приведут к решению.
Система также предполагает помощь консультантов по маркетингу, которые отвечают на вопросы и сопровождают по маршруту.
С 1 мая 2017 года мы начали подвигать продукт. Через 3-4 месяца сможем поделиться цифрами.
Итак, пробуйте, экспериментируйте и внедряйте инновации в ваш бизнес.
Сейчас самое время. Иначе есть риск вымирания, как у динозавров.