Четыре типа агентств: ремесленник, поток, конвейер и бутик
Казалось бы, все digital-агентства делают одно и то же. Смотришь глазами клиента, непонятно, чем отличаются. Начинаешь общаться и работать, выясняется, что у всех всё по-разному.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Одни берут за настройку контекстной рекламы минимум 80 000, а другие — 5000 рублей;
У одних коллтрекинг и сквозная аналитика «от денег до денег» — гигиенический минимум, а другие никак не могут побороть возражение «мы не будем подменять наши красивые номера»;
Одни продают стратегию за 300 тысяч, а другие даже бесплатно не могут втюхать клиенту свое видение комплексного подхода, заказчик хочет только «ТОП-10»;
Одни отказываются от неинтересных клиентов, а другие берутся за все.
Что меняется на рынке Digital
Клиенты становятся образованнее. Онлайн и офлайн курсы, школы, вебинары. Прямо сейчас обучение проходят несколько сотен, тысяч человек. Это в том числе клиенты, инхаус-специалисты, которые находятся на стороне рекламодателей. Десять лет назад информация и знания не были так доступны.
Инструменты становятся доступнее конечным рекламодателям. Появляются сервисы (Aori, eLama), с помощью которых даже простой предприниматель, который ничего особо не понимает в digital, может нажать одну кнопку — и у него «польётся» трафик на сайт. А когда появится связка с конверсиями на сайте, то лиды будут сами сыпаться к рекламодателю, только баланс пополняй. Это спорный тренд. Можно сказать: «Нет, так не бывает. Никогда образованные клиенты или вендоры не вытеснят агентства — они всегда будут нужны». Но следующий тренд я вижу так:
Посредничество в чистом виде уходит. Со всех рынков, в том числе digital. Я помню 2009 год: ты делаешь десять звонков клиентам, назначаешь три встречи. Ты говоришь им: «Я знаю, что вы бурите скважины. Я вижу, что 8154 человека в прошлом месяце хотели, чтобы им пробурили скважины. Хотите, чтобы эти люди стали вашими клиентами? Хотите, чтобы вас находили по такому запросу в „Яндексе“?» Клиент отвечает: «А что, так можно, что ли?!» Ты говоришь: «Да, я приду и расскажу, как». Сегодня такое не сработает. Клиенты в курсе про Яндекс.Директ. Разница в уровне знаний, на которой агентства выезжали раньше, исчезает. И спецам приходится бежать еще быстрее, постоянно совершенствуя знания и навыки, чтоб обогнать клиента. Посредничество в виде паразитарной функции уходит.
Слияния и поглощения. Более крупная рыба съедает мелкую.
Собственник небольшого агентства в найме может зарабатывать больше. А «геморроя» и бессонных ночей будет меньше.
Останутся только те, агентства, которые хорошо понимают свою добавленную стоимость. Агентство — промежуточное звено, B2B2B. Что вы делаете, чтобы «Яндекс» платил вам комиссию, которая, как вы видите, снижается с каждым годом? И что вы делаете клиенту, чтобы он платил вам деньги в ваш карман, а не напрямую «Яндексу»? Разные компании по-разному отвечают на этот вопрос. Я поделила агентства на 4 типа.
Классификация
Ремесленник, поток, конвейер и бутик. Эта классификация отвечает на вопрос, как агентство притягивает к себе тот или иной тип клиентов.