Биржа исполнителей: с чего начать создание онлайн сервиса услуг
Концепция маркетплейса предполагает, что на одной площадке будут предлагать похожие услуги разные поставщики и исполнители. Как создать площадку услуг, чтобы она оказалась экономически жизнеспособной?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Маркетплейс услуг — тренд современного бизнеса. Удобная бизнес-модель в равной степени удобна для владельца, исполнителя и заказчика. На слуху много успешных проектов. Например, Meero — французская площадка, объединяющая фотографов для коммерческих проектов и их клиентов, за 3 года собрала более 30000 клиентов и это количество постоянно растет. Это значит, что данный проект не только окупил себя, но и стабильно приносит владельцам прибыль.
Дорожная карта. Как создать интернет площадку
Когда появилась идея проекта, в первую очередь, нужно сделать две вещи: четко сформулировать суть своей идеи — проработать концепцию своего проекта, а затем провести анализ рынка на предмет востребованности вашей идеи. Эти два действия позволят на первоначальном этапе скорректировать свой замысел и адаптировать его под нужды рынка.
1. Проработка концепции маркетплейса услуг
Концепция проекта помогает описать видение ключевых моментов своего замысла, структурировать описание и сделать его понятным не только для себя, но и для потенциальных клиентов, коллег, разработчиков, инвесторов. Когда вы по пунктам опишете концепцию, то сможете осмысленно провести анализ востребованности, составить корректное ТЗ разработчикам и максимально быстро запустить MVP.
Как создавать концепцию? Концепцию проекта формулирует тот, кто ее инициирует, то есть сам руководитель проекта. В ней он выражает собственное видение будущего продукта.
1.1 Опишите идею в общих чертах
Идея проекта в том, чтобы ...
1.2 Отвечайте на вопросы, уточняя общее видение идеи
Для кого вы создаете площадку?
Можно ли среди всей целевой аудитории (ЦА) выделить условные категории?
Круг каких проблем ЦА вы берете во внимание?
Насколько проблема причиняет потребителю неудобства?
Как сейчас потребитель решает свою проблему?
Как в идеале он мог бы решать эту проблему?
В чем суть вашего решения?
Что для потребителя важно в решении проблемы?
В чем суть вашего предложения потенциальному потребителю? (оффер — цена, условия оказания услуг, дополнительные условия сделки)
В чем главное преимущество вашего предложения перед существующими решениями?
Почему потребителю нужно работать с вами?
Как вы планируете общаться с потребителем и доносить до него свое решение? (реклама, каналы)
Сформулируйте основные характеристики вашего решения.
Опишите структуру будущего продукта.
Кто ваши потенциальные и стратегические партнеры?
Почему вашим партнерам должно быть интересно ваше решение?
Как вы видите процесс монетизации своего продукта? На чем планируете зарабатывать и когда начнется монетизация после запуска в эксплуатацию?
Какие основные риски провала проекта вы видите? Как их минимизировать?
Отвечая на эти вопросы, вы составляете концепцию площадки услуг, построенную на своих гипотезах. Она может измениться после проведения исследований, но это отправная точка развития проекта.
2. Маркетинговый анализ
Когда сформировалось четкое видение идеи, необходимо сравнить свое гипотетическое видение с реалиями рынка, в который вы хотите зайти. Анализ можно попробовать провести самостоятельно или поручить специалистам.
В маркетинговом анализе ниши нужно обратить внимание на такие аспекты.
Целевая аудитория. Действительно ли обозначенная в концепции проблема есть у заданного сегмента ЦА? Для кого еще обозначенная проблема существует? Действительно ли это проблема? Насколько платежеспособна ЦА и готова ли она платить за решение этой проблемы? Сколько сейчас тратит ЦА на решение этой проблемы и насколько эффективны данные решения по мнению ЦА? Какое решение проблемы ЦА хотела бы видеть (мечтает получить)? Что является ключевым и принципиальным аспектом в решении существующей проблемы?
Конкуренты. Есть ли на рынке игроки, которые уже предлагают решение обозначенной проблемы? Кто они? Что предлагают? Насколько их предложение удовлетворяет интересы ЦА? Какие преимущества и недостатки есть у существующих решений. Насколько высокая конкуренция в нише. Что говорят о конкурентах представители ЦА. Какие преимущества и недостатки выделяют в каждом из существующих решений. Как себя позиционируют наиболее успешные конкуренты? Есть ли аналоги предлагаемого вами решения на рынке? В чем их сходство и различия? Могут ли конкуренты стать вашими партнерами? Кто ЦА ваших конкурентов? Как продвигают? Какие каналы задействуют? Что монетизируют? Что привлекает, а что отталкивает в их решении?
Партнеры. Кто может стать потенциальным партнером? С кем работают сейчас? Какие у них есть проблемы и с чем связаны? Что для них важно при выборе партнеров? Чем их можно заинтересовать?
На основе проведенных опросов и исследования положения на рынке, нужно провести анализ, кому и почему может быть ваше предложение интересно. Сопоставьте со своими гипотезами и при необходимости внесите поправки в концепцию проекта. Концепция на основе маркетингового анализа поможет оценить востребованность и составить описание начального прототипа веб-сервиса.
2.1. Корректировка концепции создания площадки услуг
После первых двух этапов у вас должно сформироваться четкое понимание пяти ключевых моментов.
Кто ваш потребитель и какая проблема, которую вы можете решить, у него есть.
Цель создания площадки услуг.
Кто участники; какие услуги предлагает одна сторона и что ищет другая сторона.
Тип отношений: b2b, b2c, c2c, c2b.
Какой функционал должен быть у вашей площадки услуг.
Можно переходить к разработке макетов.
3. Создание начальных макетов веб-сервиса
Описание процесса
В первую очередь, вам нужно выделить и детально описать основной процесс работы в системе. Покажите путь клиента от рекламного объявления до ощутимого результата. Поможет визуализировать ключевой процесс сториборд или майнд-карта.