Как мы вляпались в стартап. Часть 1
Всем привет!
Мы решили, что посты в духе «10 правил успешного стартапа» люди способны написать и без нас, поэтому здесь мы будем просто подробно рассказывать о том, как мы связались друг с другом и как вместе запускаем наш первый стартап, сколько денег на это уходит и сколько мы хотим на этом заработать, с какими трудностями мы сталкиваемся и с какими еще предстоит столкнуться. Вся внутренняя кухня перед вашими глазами, детали, числа, секреты, все то, о чем мало кто расскажет. Мы будем вести этот блог параллельно с запуском нашего сервиса, это отличный шанс стать свидетелем успешного запуска или провала очередного российского стартапа. Эксклюзивно для Спарка.
С чего все начиналось
Идея сервиса пришла в голову пока единственной девушке нашего небольшого коллектива — Кристине. Она обратилась ко мне как к дизайнеру, фрилансеру и человеку, занимающемуся рекламой, за советом, рассказала про свое желание сделать сервис, который позволил бы фрилансерам выставлять счета для оплаты услуг по безналу, а заодно попросила помочь ей с дизайном сайта. Разумеется, идея мне понравилась, тем более, что предпосылки к такому сервису уже давно жили в моей голове. Любой дизайнер когда-нибудь сталкивался с проблемой безналичных платежей, когда клиент требует оплаты по безналу и просит выставить ему счет. В такие моменты слезы наворачиваются на глаза и хочется бросить все и пойти работать в копи-центр. Я согласился и сразу же предложил свое участие в проекте в качестве одного из отцов-основателей. Это было примерно полгода назад. Все это время мы в спокойном режиме работали над Фиби.
Мы — это четверо друзей/знакомых/приятелей из Петрозаводска и Екатеринбурга.
- Все мы уже достаточно взрослые и прекрасно понимаем, что строить бизнес с друзьями не стоит, но если делать все по правилам, то становится скучно.
Началось все с сайта www.easy-billing.ru, который был придуман все так же Кристиной. На тот момент он выглядел примерно так:
Глядя на этот сайт я понимал, что сервис должен быть более привлекательным, иначе мы будем просто отпугивать потенциальных пользователей. Мы решили полностью переделать сайт, придумать дружелюбное название сервису и максимально автоматизировать его. После нескольких скайп-коллов у нас вырисовалось общее представление о том, каким должен быть наш сервис, какие функции у него должны быть и для чего вообще мы его делаем. Начали составлять техническое задание.
- Казалось бы, зачем самим же себе писать ТЗ? На самом деле, эта процедура помогла нам разобраться в функционале. Изначально у нас сложились ошибочные мнения о некоторых функциях и возможностях, которые в результате написания тех. задания мы изменили или вообще убрали.
После того, как у нас сложилось четкое понимание и четкое ТЗ, я приступил к дизайну.
- Стоит отметить, что дизайном сайтов я особо не занимался. Да, было пару раз, но я не профи в этом деле. Ничего не поделаешь, нужно делать. Предварительно я поползал по тематическим сайтам про веб-дизайн, кое-что отметил для себя, открыл фотошоп и начал рисовать.
С главной страницей все получилось достаточно быстро. Она почти в своем первозданном виде лежит сейчас на www.feeby.ru
Сложнее дела обстояли с внутренними страницами — основным инструментом сервиса. Сначала я пытался сделать какую-то сложную систему, напоминающую интернет-банк с многочисленными кнопками, историями платежей и пр.
Казалось, что нам позавидует сам Сбербанк.
Когда я закончил, радости и гордости моей не было предела, но мой чертов перфекционизм не давал мне покоя и я пошел к экспертам.
- Очень важно отдавать на критику свою работу. Даже если ее разнесут в пух и прах, то стоит прислушаться к мнению постороннего человека, даже если он не разбирается в предмете обсуждения.
Как я и ожидал, я получил тонну замечаний. В основном про удобство пользования сервисом. Моим экспертам не хватало простоты, слишком много всего было на странице, хотя задача сервиса описывается двумя словами — выставить счет. Я пошел переделывать. Начал сокращать, убирать лишнее, переосмыслил визуальную составляющую, сделав, на мой взгляд, сайт немного посовременнее.
Мне казалось, я достиг истины. С этой мыслью я отправился к техническому директору JetStyle и по совместительству моему другу. Разумеется, он раскритиковал и эту версию, аргументировав опять же сложностью понимания и ориентирования на странице. Заставил меня убрать все лишнее, оставив только кнопку «Выставить счет», за что я ему очень признателен. Понимание того, что такая излишняя простота это действительно круто, пришло не сразу, а спустя некоторое время, когда мы представили себя пользователями сервиса. Переделав все в третий раз, я решил пока на этом остановиться. Коллеги меня поддержали.
- Вообще, я считаю, что чуть ли не главным фактором комфортности в работе является доверие со стороны коллег, если вы доверяете друг другу, то и работать вам будет очень комфортно.
Очень тяжело психологически было отказаться от всех «наворочек». Казалось, мы придумали суперкрутой сервис с максимумом возможностей и теперь убиваем все напрочь. Как же мы ошибались.
Хотя об успешности и юзабилити сервиса говорить рано, можно с уверенностью сказать, что направление нами выбрано верно. После был выбор названия, поиск программиста, написание стратегии и позиционирования нашего сервиса, регистрация в налоговой и длительный процесс программирования, который не завершился до сих пор. Об этом и о том, сколько денег мы уже вложили и сколько еще вложим в наш стартап в следующих частях нашего повествования.
Stay tuned!