Как мы вляпались в стартап. Часть 2
Лично у меня слово стартап ассоциируется со словом пробник. Ой, я попробую, вдруг мне не понравится, то брать не буду. Если что-то пойдет не так, то всегда можно сделать вид, что просто не понравилось. Но на самом деле, если проект провалится, понять, в чем проблема — в продукте или в команде, довольно просто, и, на мой взгляд, в 99 случаях из 100 дело оказывается не в продукте.
- Это мой способ заявить, что если Фиби провалится, то дело только в нас, в команде людей, которые работают над сервисом. Я утверждаю это, потому что я доверяю как минимум 4 способам проверки проекта на прочность.
Кристина, идейный вдохновитель.
Занимается семейным бизнесом по экспорту биогранул. Любит животных. Живет в Петрозаводске.
1. Жизнеспособная идея
Это такая идея, которая устраняет издержки взаимодействия, в народе именуемые «боль». Под издержками взаимодействия понимаются любые мероприятия/действия, которые человеку необходимо предпринять, чтобы получить желаемый результат. Я их за глаза называю «муда» (см. «Бережливое производство»). К примеру, Вы желаете купить квартиру. В данном случае издержками взаимодействия будут поиски и осмотр квартиры, общение с продавцами, составление договора, торг. Поэтому процветают всевозможные риэлторы. Или Вам срочно понадобилось импортировать 20 тонн собачьих консервов. Ваши издержки взаимодействия возьмет на себя таможенный брокер, а Вы ему за это заплатите мзду. Но радостно потирать ладони не спешите. Нет смысла устранять издержки взаимодействия на крайне малом рынке. К примеру, устранять муду по пришиванию третьей штанины к брюкам, чтобы трехногим людям не пришлось это делать самим, решительно не стоит.
Ефим, решает проблемы.
Занимается семейным бизнесом по экспорту биогранул. Женат на Кристине. Живет в Петрозаводске.
2. Партизанская война
Необязательно ставить крест на технологии, которая пока не дотягивает до рынка, но устраняет муду. Так было со Скайпом. В самом начале качество связи было ужасное, и системой пользовалось ничтожное малое количество людей, поэтому телекоммуникационные компании просто посмеялись над этой технологией. Но чем больше людей устанавливало Скайп, тем лучше становилось качество связи, и когда телекоммуникационные компании признали в Скайп конкурента, он уже успел отщипнуть значительную долю их рынка. Несоответствие таких сервисов рынку — это их сильная сторона. Когда эти технологии появляются на рынке, они не достаточно хороши, они не удовлетворяют потребности рынка, поэтому никто не видит в них конкурентов, однако если они продолжают совершенствоваться, улучшаться, пока все смотрят в другую сторону, они набирают критическую массу и начинают превосходить рынок до такой степени, что когда их замечают, за ними уже не угнаться. Даже если Вы не выбежали первым из раздевалки или не готовите лучшие в мире гамбургеры, Вы все еще можете стать успешными, если создадите эффективную работающую систему.
Дима, главный по программированию
Занимается музыкой, любит путешествовать. Живет в Петрозаводске.
3. Партизанская война-2
Одна из причин успеха Скайп заключается в архитектуре сервиса, наиболее многообещающей в современном мире. Это структура peer-to-peer или децетрализованная (пиринговая) структура. Для себя и других гумманитариев — это сетевая структура. Она была эффективна еще тогда, когда люди считали, что мыться вредно. Это одна из причин поражения Наполеона, окромя российской армии — партизанская война в Испании. История не знает случаев победы над партизанами. Децентрализованная структура — это причина, почему ни одно государство никогда не сможет победить терроризм. Террористичские организации построены по такому принципу и они суперэффективны. Сравните Airbnb и booking.com, задумайтесь, почему работает Uber. Пиринговая сущность таких сервисов предопределяет их будущее.
Андрей, мастер на все руки.
Занимается дизайном и рекламой. Как и Дима, любит путешествовать. Живет в Екатеринбурге.
4. Монетизация
Вернее, другая монетизация. Когда вам нужна информация или совет эксперта, вы готовы оплатить эту консультацию. Когда вы ищете решение, вы готовы заплатить тому, кто уже предлагает это решение. Другая монетизация предполагает, что платит другая сторона. Не ищущий решение или консультацию, а консультант и эксперт. Говорите, что это бред и невозможно? А я скажу, что, по-видимому, просто пока никто не придумал, как это можно реализовать. Когда Google занялся другой монетизацией, мои мама с папой еще вовсю покупали телефонные справочники, а Google не стал взимать плату с тех, кто ищет информацию, они стали брать деньги с тех, кто был готов заплатить за то, чтобы их информацию поисковик выдавал в первую очередь. Сейчас мы уже с трудом представляем себе, что это могло бы монетизироваться иначе. Найдите другой способ монетизировать Ваш сервис, и это будет серьезная заявка на успех.
- Эта статья начинается с тезиса, что я не люблю слово стартап, и Фиби – это не стартап для нас, это наше дело, это бизнес. Лично для меня – это дело, которым я хочу заниматься в жизни, даже если на этом не заработать, даже если мне не нужно было бы зарабатывать на жизнь.
Что мы тогда делаем на Спарке? Нам понравился этот уютный сайт, и мы здесь действительно просто ведем блог в режиме реального времени о том, как мы прямо сейчас запускаем Фиби. Это не мемуары основателей успешного проекта, описывающие, как им кажется они действовали и думали, когда только начинали свое дело.
- Если указанные в посте критерии верны, то Фиби должна сработать, потому что на текущий момент архитектура Фиби – одна из самых слабых ее сторон. Мы пока не нашли способ сделать систему децентрализованной. Однако, если это станет причиной неудачи сервиса, то это будет наша вина, так как мы просто не смогли найти решение.
Анализ сверхуспешных интернет-сервисов, не все из которых упомянуты в посте, подтверждает перечисленные гипотезы. Для команды Фиби это означает только одно – по всем правилам сервис должен работать. Если он не заработает, значит мы всего лишь те 99 из 100 команд, которые оказались недостаточно хороши, эффективны, квалифицированы, чтобы реализовать рабочую гипотезу. Мы должны смотреть правде в лицо, какой бы суровой она ни была.