Как мы вляпались в стартап. Часть 3
«Как корабль назовешь...» — говорили они. Но мы то знаем, что корабль плывет под управлением штурмана и капитана. Тем не менее, несколько лет работы копирайтером в рекламных агентствах не давали мне просто так взять и назвать свое детище абы как. Поэтому еще на начальном этапе создания сервиса я стал придумывать название. Быть для себя самого заказчиком непросто, но мы решили не придавать этому процессу излишней важности и примерно за неделю у нас появилось рабочее название, которое в результате прижилось и которым мы с гордостью пользуемся.
Одним из условий, которые мы себе ставили, являлось соответствие названия и сути самого сервиса. Отсюда и множество вариантов, так или иначе обыгрывающих бизнес, платежи и рабочий процесс.
Разумеется, нам необходимо было название со свободным доменом в зоне ру. Это было вторым условием. Ну и, конечно, простота произношения и запоминаемость. Сказать, что мне не нравятся эти названия, не могу, среди них есть очень даже хорошие варианты, но мне так полюбилось название Фиби, что я настоял и убедил коллег остановить свой выбор на нем. К слову сказать, название Feeby было придумано чуть ли не самым первым. Такое очень часто случается в моей деятельности, нередко самый первый вариант выбирается и принимается клиентом.
Как выбрать разработчика
После того, как мы выбрали название и сделали первую версию интерфейса, мы начали искать разработчика. Это, наверное, была самая сложная задача. Нам важно было, чтобы сервис работал безупречно, поэтому задача найти подходящего партнера стояла наиболее остро. Казалось бы, на рынке полно разработчиков самых разных мастей, но выбрать нужного очень сложно. Одни просили за разработку полмиллиона, имея за плечами дюжину успешных проектов, другие просили тысячу долларов, имея небольшое, но с виду хорошее портфолио. Мы долго думали, искали, выбирали, после чего решили снова обратиться к нашему другу Диме, который, посмотрев на то, как продвигаются дела, согласился принять участие в проекте.
Это было правильным решением, в результате которого мы получили вовлеченного разработчика, за спиной у которого не один десяток сложнейших проектов. Многие скажут, что проще было заплатить стороннему разработчику и в будущем распределять прибыль между тремя участниками, а не четырьмя. Но мы пока не думаем о прибыли, мы думаем о качестве сервиса.
И мы понимаем, что оперативное решение проблем с сервисом дадут нам гораздо больше, чем сиюминутный успех.
Теперь Дима трудится не покладая рук днями и ночами, а это ценнее любой прибыли.
Кто будет СЕО
Итак, нас стало четверо, на тот момент мы уже примерно представляли, кто чем будет заниматься, мы даже в переписке отдельно проговорили это. Сложнее дела обстояли с тем, кого выбрать главным, кто будет нести бремя, как это модно сейчас выражаться, СЕО. Мы должны были выбрать одного и назначить его генеральным директором, чтобы он принимал решения, назначал зарплаты и раздавал отпуска. Мы тянули спички, играли в «Камень, ножницы, бумага», спорили, ругались, оскорбляли друг друга, всячески принижали достоинства друг друга, а Ефим просто пошел в налоговую и зарегистрировал компанию на себя. Так Ефим стал генеральным директором.
Если вы запускаете стартап, но не можете определиться с тем, кто же будет СЕО, значит вы запускаете стартап не с теми людьми.
Важно в самом начале понимать, кто возьмет на себя обязанности генерального.
С момента первой публикации на Спарке прошло чуть меньше месяца, а у нас уже больше ста подписчиков. Если учесть то, что кроме Спарка мы больше нигде о себе пока не заявляли, то результат более чем хороший. Кроме того, благодаря Спарку нас заметили потенциальные партнеры, от которых мы получили пару предложений. В этих предложениях не было никакой конкретики, скорее просто заинтересованность в проекте, но у нас на тот момент не было четко сформулированной позиции на этот счет, мы не были готовы к этому. После непродолжительных раздумий было решено сначала запустить сервис, сделать так, чтобы он работал, чтобы число пользователей постоянно росло, а уже потом, не с пустыми руками, заводить партнерские отношения.
Если вы запускаете стартап — сделайте это уже сейчас на Спарке, к тому моменту, когда вы запуститесь, у вас уже будет накоплен определенный социальный капитал.
Это очень мотивирует.
Первый пользовательский опыт
Я довольно давно занимаюсь дизайном и периодически получаю заказы от своих клиентов. Сначала у меня была проблема с официальными платежами по безналу, потом я открыл свое ИП и проработал с ним несколько лет, сейчас, после запуска Фиби, я решил закрыть ИП и больше никогда не знать этих проблем. Мне посчастливилось стать первым пользователем Фиби, я уже выставил два счета, выполнил работу и теперь со дня на день получу свои деньги на карту. Мы запустили систему в тестовом режиме, чтобы откатать процедуру выставления счета. На тот момент она выглядела не совсем так, как было нарисовано, но нам была важно сама механика, дизайн — дело второе.
На выставление счета у меня ушла пара минут, но это из-за того, что мне пришлось вручную вбивать все реквизиты клиента (клиент прислал реквизиты в джипеге). Если бы я мог их копировать и вставлять, то процедура заняла бы не больше минуты. А если клиент уже вбит в систему, то останется только ввести сумму и наименование работ.
Самым сложным было — смириться с тем, что наше государство тебя обворовывает.
Но утешает тот факт, что деньги потрачены не впустую. Это все же часть моей пенсии, медицинская страховка и возможность вернуть подоходный налог при покупке недвижимости или обучении. На второй сделке я осознал, что все эти платежи — сущая ерунда по сравнению с тем, что предстоит сделать предпринимателю. Не буду рассказывать о том, что за прошлый год заплатил больше 20 тысяч в пенсионный фонд, что плачу за обслуживание расчетного счета 1,5 тысячи рублей в месяц, о том, что меня напрягает эта возня с документами и актами. Выставить счет за две минуты и не знать проблем — вот, что мне нравится.