Самые частые признаки, что бизнесу пора нанимать финансового директора.Из этих проблем вытекает общий список обязанностей, которые гендир обычно возлагает на финдира. Так, в вакансиях для финансовых директоров чаще всего упоминаются следующие требования:
полный контроль финансов; планирование и корректировка бюджета ; анализ и снижение расходов; управление дебиторской и кредиторской задолженностями; ведение реестра платежей и платёжного календаря; организация и поддержание платежной дисциплины; подготовка отчётов по периодам; поиск финансирования во внешних и внутренних источниках; помощь в стратегическом планировании; консультация сотрудников в финансовых вопросах. В идеале финансовый директор должен владеть всеми выше описанными навыками, но может и специализироваться на одном или нескольких направлениях.
Типы финдиров CEO должен подбирать финансового директора с учётом целей компании. Функции CFO могут отличаться в зависимости от квалификации и компетенций.
Финансовый экспертПрофессионал с глубокими знаниями в области финансов. Он необходим стартапам и компаниям с децентрализованной моделью управления. Универсальный финансистСпециалист не только в финансах, но и в управлении. При необходимости способен заменить генерального директора. Финансовый эксперт по производительностиФинансист, который помогает извлечь из ограниченных ресурсов компании максимум пользы. Он может быть экспертом в определённых сферах, но его знания позволяют охватить всё управление финансами. Например, такой финдир может работать в производственных или строительных компаниях. Стратегический финансистСпециалист, который умеет работать с ценными бумагами, решает задачи с инвестициями, дивидендами и разрабатывает долгосрочные финансовые стратегии. Эксперт по цифровизацииСпециалист, который легко инициирует и контролирует оцифровку документооборота и автоматизацию в компании. Финдир в действии Оценить конкретную пользу финдира можно на примере небольшого производственного бизнеса.
В компанию пригласили независимого финансового директора в качестве консультанта. Руководство хотело знать:
как может развиваться предприятие с введением управленческого учёта; являются ли денежные средства на расчётном счёте свободными для инвестиций в оборудование; как планировать бюджеты и финансовые потоки, чтобы избежать кассовых разрывов и понимать, где все денежные средства; каков размер реальной чистой прибыли. — Из списка запросов стало понятно, что руководителю нужна информация по разным аспектам бизнеса. CEO интересовало всё сразу: и стратегия развития, и финансовое планирование, и более мелкие процессы в разрезе разных проектов.
Лариса Шляхова , генеральный директор.
Прежде, чем приступить к разработке стратегии, CFO изучил отчётность компании.
Баланс предприятия показал, что кредиторская задолженность почти на 50% превышает дебиторскую. Это грозит проблемами с погашением своих обязательств. Контроль сроков оплаты и реестр заказов никак не фиксировался в отчётах — менеджеры делали бóльшую часть работы по памяти или в своих файлах. Фактические сроки дедлайнов для оплаты от заказчиков и поставщиков тоже нигде не велись. Оплаты счетов контрагентам-поставщикам происходили в любое время, когда приносили «срочный» счёт. — Было очевидно, что ни о какой финансовой стратегии не может быть и речи, пока не появится детальная и фиксированная отчётность по работе с контрагентами.
Лариса Шляхова , генеральный директор.
На первом этапе финдир убедил СЕО нанять руководителя отдела продаж для работы с базой заказчиков, для ведения бюджета доходов и бюджета поступления денежных средств. Новый специалист начал сводить воедино информацию по каждому заказчику и договору. Это оказалось полезно для отладки процессов в отделе продаж.
Далее по рекомендациям финансиста руководство начало плавное внедрение полноценного платёжного календаря . В компании начался переход на фиксированный режим платёжных дней в два раза в неделю.
В итоге на этом этапе в организации получили:
актуальную и детальную информацию по каждому заказчику и договору; управляемые и упорядоченные процессы в отделе продаж; чёткий график платежей, которые можно отслеживать в платёжном календаре. — Самым приятным результатом стало освобождение денежных средств, которые раньше не отслеживались в виде дебиторской задолженности. Это произошло после изменений условий оплаты от заказчиков и увеличения объёмов продаж.
Лариса Шляхова , генеральный директор.
Конечно, чтобы понять реальную чистую прибыль, необходим не только финансовый, но и производственный учёт. Этим и занялся CFO после отладки финучёта.
Подытожим Генеральный директор не обязан разбираться в нюансах движения денег в компании. Его главные задачи — стратегическое планирование и управленческие решения. А для успешного управления ему необходим финансовый директор. Специалист может детально настроить финансовую систему компании и предоставить гендиректору и собственнику понятную и актуальную картину бизнеса.
Поэтому, как минимум, в обязанности финдиректора входит:
синхронизация со стратегией и целями собственника; выбор метрик, по которым можно отслеживать динамику бизнеса; определение показателей, по которым собственники и гендир могут следить за результатами компании; организация детального анализа доходов и расходов в разрезе проектов и договоров; синхронизация данных по управленческому и бухгалтерскому учётам с помощью внедрения единого документооборота и автоматизации бизнес-процессов; планирование доходов и расходов и движения денежных средств, а также составление платёжного календаря и бюджетов; организация прозрачной и реальной себестоимости продукции или услуг; определение статей затрат и участие в утверждении норм списания; организация регламентов и контроль их исполнения. Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.
Подписывайтесь на Telegram-канал «Финансиста» , чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.