Материал написан для блога сервиса управленского учёта «Финансист».
В этой статье делимся кейсом Светланы Даниловой, одного из членов клуба. Рассказываем, как управленческий учёт помогает наладить отношение с поставщиками, устранить задолженность перед налоговой и главное — выявить воровство в компании.
Автор: Софья Бурцева, Финансовый директор, основатель клуба «Финансист PRO».
Какие проблемы испытывала компания Компания «Альфа» (название изменено) испытывала серьёзные проблемы. Без чёткой стратегии и управленческого учёта она уже имела признаки предстоящего банкротства: задержки зарплат, просрочки по налогам и неоплаченные кредиты.
Из-за отсутствия системы компания столкнулась с признаками банкротства
— С самого начала меня сопровождали противоречивые чувства. С одной стороны, коллектив давно сформировался, был профессиональным, ставились планы, и каждое подразделение отчитывалось по ним перед руководством.
С другой стороны, поражала несогласованность процессов и откровенный беспорядок. Попытки разобраться и вникнуть в детали встречали либо сопротивление, либо закатывание глаз и долгие рассказы, что по-другому в таком бизнесе «ну никак, специфика такая».
Светлана Данилова, Финансовый директор.
Получалось так, что хотя учёт и контроль формально существовали, их реальная эффективность вызывала сомнения. Светлану не покидало ощущение, что это всё было неспроста.
Как были настроены процессы в компании Подразделения ставили планы по выручке и ежемесячно отчитывались перед директором об их выполнении. Вся выручка ежедневно поступала на расчетный счёт и в кассу. Предпочтительным способом приёма платежей были наличные, так как терминалы «совершенно случайно» не всегда работали. Каждый день к 11:00 у двери бухгалтерии собирались сотрудники и поставщики. — Оплата производилась по принципу «кто громче и страшнее крикнет, тот оплату и получит». Соответственно, каждый день после обеда главбух докладывала руководству о том, кто и сколько денег получил.
Светлана Данилова, Финансовый директор.
Первые шаги по устранению проблем Светлана разложила процессы компании по полочкам и поняла, какие действия нужно предпринять.1. В компании ввели платёжные дни и запретили платить поставщикам сразу, как только у предприятия появлялись свободные деньги. Эти меры значительно облегчили работу бухгалтерии и руководителя.В платёжные дни всю поступившую выручку в процентном соотношении делили на несколько фондов:
оплата поставщикам по текущим поставкам; зарплата; налоги; погашение просроченных долгов. Фонд для выплаты долгов после расчёта со всем поставщиками превратился в копилку на развитие и выплату дивидендов.
Собственники были удивлены, что под зарплаты может быть создан отдельный фонд
2. Рассчитали процент постоянных и обязательных расходов в общей выручке. Это дало понимание, сколько денег нужно на предпринимательскую деятельность, а сколько можно отдавать на погашение долгов без ущерба для бизнеса.
3. Разработали и внедрили консолидированный отчёт по всем доходам компании. В его рамках начали сверять фактически поступившие деньги с отчётами по выручке от подразделений. Позже стало понятно, что это был самый важный шаг.
Первые изменения — В первый месяц изменений было прямо как на войне. Поставщики и сотрудники по старой памяти пытались «выколотить деньги криком». Но мы с директором стояли стойко! Именно его железная позиция и безоговорочная поддержка помогла запустить маховик изменений.
Светлана Данилова, Финансовый директор.
Поставщики первыми оценили изменения. Теперь за текущие поставки они регулярно получали платежи в течение пяти-семи дней. Просроченную задолженность погашали дважды в неделю. Параллельно ввели градацию поставщиков по важности и размеру задолженности, которая варьировалась от одной до 50 тысяч рублей.
В качестве приятного бонуса в компании заметили отсев ненадёжных и проблемных контрагентов — остались только те, кто демонстрировал профессионализм и деловой подход.Такими небольшими шагами удалось погасить всю просроченную задолженность — по налогам и перед поставщиками.
— На этом можно было бы закончить историю, ведь уже случился хэппи-энд. Но продолжение следует...
Светлана Данилова, Финансовый директор.
Разоблачение С внедрения системы в компанию прошло три месяца. Изменения дали прекрасные результаты — процессы были отлажены, а бухгалтерия перестала каждое утро отбиваться от нападений сердитых поставщиков. Но неожиданно главный бухгалтер и кассир решили уволиться.
— Это был второй звоночек интуиции, что здесь точно что-то не так.
Светлана Данилова, Финансовый директор.
Вскоре наняли нового главбуха, и через пару месяцев она наткнулась на «дыру» в бухучёте, куда прятали украденные суммы.Вскрылась простая схема: при согласовании платежей с директором предыдущий главбух включала несуществующую задолженность реальным поставщикам, часть из которых, как выяснилось, были с ней аффилированы. Суммы краж составляли от 20 до 30 тысяч рублей, и такие операции проводились 2−3 раза в неделю на протяжении года.
— Когда вскрылась вся эта ситуация, мой пазл сложился. Именно хаос, который тщательно поддерживала главбух, создавал все условия для незаметного воровства. А созданная система и контроль на ключевых точках его устранили. Вот так контроль через управленческий учёт помог прекратить воровство в компании.
Светлана Данилова, Финансовый директор.
Вместо вывода Нарушение правил и злоупотребление полномочиями возможны только в компаниях, где нет отлаженных процессов и легко спрятать преступление за ширмой недостоверных отчётов.
Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.
Подписывайтесь на Telegram-канал «Финансиста », чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.