Performance и/или brandformance? Какой подход в маркетинге выбрать сегодня
Performance-маркетинг ориентирован на реальные цели и эффективнее всего работает при сформированном спросе, хотя и требует большого бюджета.
Brandformance — относительно новый инструмент, позволяет увеличивать продажи и одновременно выстраивать бренд. У этих подходов есть свои недостатки, но и немало преимуществ.
Контроль эффективности маркетинга
Окупаемость рекламы чаще всего контролируют с помощью основных метрик:
ROI — коэффициент возврата вложенных средств, показывает, окупаются ли вложения в рекламу, в идеале показатель должен быть больше 100%, всё, что сверх 100%, указывает на эффективность вложений;
ДРР — доля расходов на рекламу, показывает соотношение их к доходам, которые приносит рекламная кампания;
CAC — стоимость привлечения клиента, помогает понять, во сколько обошлось привлечение каждого из клиентов.
Для оценки окупаемости используют кроме перечисленных коэффициент конверсии (CR), соотношение показов и кликов (CTR), рентабельность конкретного предложения без учета вложений (ROMI).
Метрики помогают в расчётах, когда компании приходится тратиться на невыгодные каналы, объявления, креативы, бюджет распределяется неравномерно между теми кампаниями, которые приносят прибыль, и убыточными.
Калькулятор расчета окупаемости маркетинга
Работа с новыми и постоянными клиентами
Для отслеживания новых и постоянных клиентов также используют различные метрики:
RR — коэффициент, указывающий на удержание клиента, с его помощью рассчитывают число постоянных клиентов;
CRR — применяют для расчёта уровня лояльности клиентов, напрямую влияет на шанс повторной продажи и увеличение прибыли.
Важно учитывать не только количество новых клиентов, но и соотносить это с объёмом расходов на их привлечение.
Использование brandformance
Основное значение brandformance — развивать бренд, что напрямую влияет на объём продаж и итоговую прибыль. В идеале одна кампания должна закрыть сразу две задачи. Но брендовая реклама обходится недешево, поэтому всегда стоит задуматься, есть ли в ней смысл, если клиент уже пришёл.
Однако CRM-маркетинг при грамотном подходе также позволяет эффективно работать с действующими и потенциальными клиентами, используя стандартные маркетинговые инструменты:
- email-рассылка — индивидуализированная рассылка для постоянных или потенциальных клиентов, может быть сформирована в зависимости от давности сотрудничества, предпочтений, истории заказов;
- рассылка в мессенджерах — в WhatsApp или Telegram;
- push-уведомления — та же рассылка, но в мобильных приложениях;
- SMS-рассылка — обходится дороже, используется реже.
CRM-маркетинг и брендовая реклама преследуют схожие цели, оба варианта обходятся недёшево. В идеале нужно балансировать и использовать весь набор метрик для контроля стоимости привлечения и удержания клиента по каждому направлению.
Инструменты performance-маркетинга
Этот вариант digital-продвижения близок по сути к стандартному маркетингу. Но нацелен на конкретный результат — также используются метрики, например ROI и CAC, и в целом стратегия подразумевает запуск рекламы для повышения конкретных показателей: размера среднего чека, снижения стоимости привлечения клиентов или окупаемости инвестиций.
В это тоже нужно вкладывать немало средств, да и многие охладели к performance-стратегиям. Тем не менее, их используют маркетплейсы, например Озон.