Иногда владельцу бизнеса сложно оценить, сколько должны стоить его товары или услуги. А придумать план действий по снижению цен ещё сложнее. В обоих случаях помогает расчёт себестоимости. Что это за величина и как ею управлять — в статье.
Себестоимость — это сумма затрат на производство и реализацию товара. Или на его покупку и реализацию, если вы занимаетесь перепродажей.
Чтобы бизнес был прибылен, себестоимость должна быть меньше цены, по которой вы продаёте товар или услугу. Чем больше разница между себестоимостью и ценой, тем лучше. Измеряется этот показатель в рублях и рассчитывается для одной единицы продукции.
Каждый этап производства требует затрат. Если упростить, то их сумма в расчёте на один товар — и есть себестоимость. Но в реальном бизнесе всё сложнее: затраты делятся на прямые и косвенные. Прямые — это расходы на создание конкретного продукта. А косвенные связаны с производственными процессами в целом, и к какому-то одному продукту их отнести нельзя.
Прямые затраты:
Материалы.
Зарплаты сотрудникам, задействованным только в производстве продукта.
В случае торговли — деньги, за которые был куплен продукт.
Косвенные затраты:
Аренда.
Коммунальные платежи.
Оплата труда хозяйственного персонала.
Хозяйственные расходы (например, химия для уборки).
Рассчитать косвенные издержки сложнее, чем прямые. В одном цехе может производиться 10 разных видов продукции. На весь цех — один уборщик. Как учесть его заработную плату при расчёте себестоимости? Разделить её пропорционально доле товара во всём объёме производства.
Пример формирования себестоимости
У Олега колбасный цех. Для производства одной палки колбасы нужно:
мясо — 120 руб.;
зарплата сотрудникам на производстве — 13 руб.;
специи — 8 руб.;
яичный порошок — 7 руб.;
упаковка — 4 руб.
Итого прямые затраты составляют 152 руб.
Но предприятие требует и косвенных затрат. Для простоты предположим, что в цехе выпускается только один вид колбасы. Тогда:
аренда помещения — 30 руб.;
коммунальные платежи — 10 руб.;
зарплата уборщика, охранника — 8 руб.
Косвенные затраты составляют 48 руб.
Иногда при расчёте себестоимости учитываются и дополнительные коммерческие затраты, не имеющие прямого отношения к производству. Но здесь мы не будем учитывать эти расходы вроде маркетинга или управления.
Получается, что себестоимость палки колбасы — 200 руб.
Подробнее о том, какие преимущества даёт бизнесу расчёт себестоимости товаров и услуг, рассказываем в блоге Финтабло
Методы расчёта
Себестоимость одного и того же продукта можно рассчитать несколькими способами — в зависимости от того, что именно мы хотим узнать. Рассмотрим на примере небольшого мебельного производства «Уют».
Сокращённая себестоимость
Её рассчитать проще всего — нужно учесть только прямые производственные расходы.