Скачки и колебания спроса неизбежны для любой компании. Но если они привязаны к календарю — значит, предприятие работает по принципам сезонности. В статье расскажем, как сделать сезон максимально прибыльным и как переживать сезонные спады.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Как понять, что у вас сезонный бизнес
Часто сезонность очевидна. Ёлочные игрушки не раскупят посреди лета. Но бывают и менее очевидные примеры. Например, летом мёд и варенье переживают падение спроса из-за доступности фруктов и ягод. Если предприниматель не отслеживает динамику поступлений, он может и не знать этой особенности.
Главный признак: спрос на продукт колеблется, притом регулярно.
Можно заметить, как уменьшается остаток денег бизнеса в летний сезон
Сезонный спрос можно выразить в процентах. Для этого нужно узнать, насколько в отдельные периоды повышается спрос.
Например, когда изменения спроса не превышают 20 % от среднего, производство сложно назвать сезонным. Такие колебания нормальны для любой компании.
Не уверены, будет ли ваше предприятие сезонным? Подумайте, по каким запросам пользователи будут находить вас в интернете. Например: «купить пиломатериал оптом» или «аниматоры на день рождения 5 лет». Проверьте эти запросы в сервисе Яндекс Вордстат или в аналогичных. Там можно отследить популярность конкретного запроса в определённые дни или месяцы.
Как вести сезонный бизнес
У предпринимателя есть два варианта: либо приспособиться к сезонности, либо постараться снизить её. О втором варианте расскажем в конце блока. А вот что можно сделать для того, чтобы чувствовать себя комфортнее.
Тщательно готовиться к сезону
Чтобы в пик продаж не заниматься ничем другим, нужно решить все организационные вопросы заранее.
Подготовить оборудование, нанять сотрудников. Обычно с зарекомендовавшими себя сотрудниками стоит договориться, что и в этот период они будут с вами. Найти незанятого Деда Мороза прямо перед Новым годом может быть проблематично.
Продумать маркетинг. Рекламные кампании можно вести целый год — повышая узнаваемость бренда и «прогревая» аудиторию.
Решить все правовые вопросы. Тратить половину сезона на санитарные проверки или разбирательства с налоговой — едва ли продуктивно. Лучше заранее убедиться, что у государства не возникнет к вам претензий.
Все эти меры могут оказаться бесполезными без финансового планирования. Ниже расскажем, с чего можно начать.
Планировать доходы и расходы
Изучив показатели прошлых периодов и нынешнее состояние рынка, можно прогнозировать спрос и выручку.
Кошмар владельца выглядит так: заказы ещё идут, а склады уже пустые. Чтобы видеть такое только во сне, стоит заранее спланировать траты на подготовку товара или услуги.
Отсутствие продаж не значит отсутствие трат на содержание.
Остаются аренда площадей, зарплаты постоянным сотрудникам и другие постоянные издержки. Зная, сколько вы потратите в случае простоя производства, проще рассчитать, от чего можно отказаться.