Повышение стоимости продукта или услуги может стать причиной ухода клиентов. При этом повысить цену можно и без шквала негатива. В статье рассмотрим работающие стратегии и методы, которые помогут увеличить цену без большой потери базы.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Когда и почему нужно поднимать цены
Представим ситуацию: Иван — владелец небольшого кафе. Он много и усердно работал, чтобы достичь высокого заработка и большой базы постоянных клиентов. Блюда в его кафе вкусные и довольно дешёвые в сравнении с рынком его города. Уже два года Иван не повышал цены, чтобы не потерять свою аудиторию. Однако траты на закупки повышаются каждый год, и прибыль Ивана сокращается.
Понимание, когда и как повышать цены, является ключевым моментом в управлении бизнесом. Это решение влияет на всё — от прибыли до репутации бренда. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Цена — это не просто сумма, которую клиент должен отдать из своего кармана. Это отражение ценности, которую он получает. Если качество высокое, клиенты готовы платить больше, поскольку это выгоднее для них. Но как понять, когда пришло время повышать цены и на что обратить внимание?
Затраты. Если стоимость материалов, труда сотрудников или других ресурсов, которые используются в процессах производства, растёт, то и цены должны следовать за ними. В противном случае прибыль может упасть или превратиться в убыток. Здесь важно внимательно считать каждый чек и вести учёт затрат, чтобы не допустить ошибок.
Как вести учёт расходов и вовремя заметить, что их пора сокращать, объясняем в бесплатном чек-листе.
Рынок. Если спрос растёт, это может быть хорошим временем для поднятия цен. Однако важно помнить о конкуренции. Если цены поднимаются слишком высоко, покупатели могут уйти к конкурентам, которые предлагают товары или услуги дешевле. Здесь важно тщательно проанализировать текущую базу, внешние экономические признаки и самих конкурентов. Необдуманное решение может привести к непоправимым последствиям.
Ценность. Если к продукту добавляются новые функции или улучшения, которые увеличивают его ценность, это также повод для того, чтобы поднять стоимость. Например, если вы владелец магазина одежды и заметили, что качество материалов, которые вы используете в своей продукции, значительно выросло, это может быть причиной для поднятия цен.
Способы повышения цен
Повысить цену на определённый процент. Самый распространённый способ. Цена на товар просто повышается от периода к периоду, без скидок и других сглаживающих действий со стороны продавца. Такой способ приемлем, но может повлечь волну негатива от текущих клиентов.
Разделить одну услугу на несколько. Например, Светлана владеет компанией, предоставляющей услуги по уборке домов. Её базовая услуга включает в себя общую уборку: пылесосить, мыть полы, чистить ванные комнаты и кухню. Светлана заметила, что есть часть покупателей, которые хотят дополнительные услуги, такие как чистка окон, уборка в гардеробе или глубокая чистка кухонной техники. Это не включено в базовый тариф, поэтому Светлана решает разделить свою услугу на несколько отдельных. Так, базовая уборка остаётся по прежней цене, но теперь появляются дополнения за отдельную плату. Такое решение позволило увеличить общую стоимость услуг для тех клиентов, которые хотят больше, не отпугивая тех, кто хочет только базовую уборку.
Ввести различные уровни цен для разных покупателей. Можно разделить ваш продукт на несколько уровней: предложить базовый функционал, средний и полный.