редакции Выбор
Бэкенд промышленных инноваций: как мы разрабатываем Idea Management платформу для Газпрома
К нам с просьбой о разработке такой системы в 2013 году обратился промышленный гигант «Газпром Нефть». Лидеры всегда немного опережают тренды, и потребность в управлении творческим потенциалом “коллективного интеллекта” в компании ощутили до того, как об этом задумалась широкая бизнес-общественность.
Постепенно в First Line Software cформировался департамент корпоративных краудсорсинг-систем для организации креативных офисных процессов. Мы также продолжаем развивать платформу «Газпром Нефти».
Статистика проекта по итогам пяти лет
- 30 тыс. сотрудников — зарегистрированы в системе
- 15% — вовлечённость персонала
- 50 тыс. идей подано за всё время работы проекта
- 2,5 млрд рублей — экономический эффект от внедрений идей
Технологическое ядро платформы
Система сбора, оценки и внедрения идей «Газпром нефти» построена на базе CMS-решения Bitrix. Это популярное решение для управления контентом среди государственных предприятий России, соответствующее требованиям к безопасности персональных данных (security, government accepted). Система позволила нам построить безопасное цифровое пространство как единую онлайн-среду, в которой сотрудничают работники 70 территориально-распределенных подразделений заказчика. Решение написано на Java и PHP.
Платформа состоит из двух больших слоёв. Ядро отвечает за обработку, систематизацию, анализ и хранение идей. Верхний слой — маркетплейс из различных компонент, обеспечивающих командную работу экспертных коллегий над идеями, механизмы голосования и опросов, геймификацию, рейтинги, визуализацию данных.
Функционал
Основной функционал платформы: подача идей, маркировка и сортировка идей по критериям, библиотека идей (хранилище), экспертный анализ, добавление комментариев, обратная связь с автором, экспертами, сообществом, проведение опросов, начисление фишек и бонус-бар, новостной блок.
Благодаря применению технологий больших данных и машинного обучения, разработанное решение поддерживает следующие показатели в управлении идеями:
- обработка идей «на лету»: сортировка, приоритизация и распределение входящего потока идей, который составляет 100-200 оформленных предложений от сотрудников в день
- сведение всех предложений в единое информационное поле и аналитическая трансформация идей — объединение идей в единый канал, поиск взаимосвязей, выявление трендов;
- обогащение идей внутренней информацией: нормативная база организации, похожие идеи, реализуемые проекты организации на смежные темы и т.д.
Изи-интерфейс и адаптивная вёрстка
То, в какой мере ИТ-решение сможет реально влиять на показатели прибыли и снижения издержек бизнеса, зависит от того, насколько качественно будут исполнены составляющие программного продукта: бизнес-логика, архитектура, дизайн, реализация, развёрнутость пользовательских сценариев, удобство и юзабилити, проработанность инструментов геймификации, мотивации, обратной связи. Хорошо продуманный продукт почти всегда гарантирует компании перспективы создания реально крутого и продуктивного сообщества сотрудников.
Центральная задача краудсорс-платформы — вовлечение максимально широкого круга пользователей. В нашем случае нужно было учитывать, что взаимодействие с системой должно быть одинаково комфортно и для офисных менеджеров, и для рабочего персонала на производствах всех возрастов. Поэтому упор на аскетичный, интуитивно понятный интерфейс и адаптивную вёрстку, отсутствие лишних сущностей, чтобы пользователь мог войти в систему с любого устройства и ему не нужно было дополнительно скачивать приложение.
Детально проработанные сценарии роста идей
Всё начинается с того, что сотрудник замечает недоработку в каком-либо процессе и создаёт предложение об улучшении. Система устроена таким образом, чтобы быстро выявлять эффективные предложения и отправлять их в реализацию. Для подачи идеи разработана смарт-форма с подсказками. Каждое предложение маркируется метками, чтобы его можно было быстро найти или отследить.
Заполненная карточка направляется координатору, курирующему данное тематическое подразделение. Он при необходимости помогает автору и подготавливает идеи для рассмотрения на экспертном совете. Так, идеи снабжаются описанием, к ним прикрепляются необходимые материалы и идея уходит на оценку экспертами.
Концепции с высокими показателями проработанности или соответствия бизнес-стратегии — автоматически двигаются вперёд, формализуются и внедряются на производстве. Прочие подлежат дальнейшему рассмотрению. По мере развития идей статус автоматически обновляется: система реагирует на любое изменение, даже при появлении нового комментария или лайка.
Геймификация, поощрение, функции соцсети
Хорошо проработанные инструменты обратной связи генерируют и поддерживают атмосферу сотрудничества и коллаборации. Вовлечение — один из базовых параметров хорошей краудсорсинг-системы на этапе формирования на предприятии культуры неравнодушия. Мотивация — за счёт материальных бонусов, рейтингов, программ признания. Активные участники становятся экспертами, получают бонусы, которые можно обменять на материальные блага: билеты в театр, книги, смартфоны и тп.
Вместо резюме
Уильям Тоффлер, автор книги «Третья волна», говорит, что в грядущий информационный век компьютеры увеличивают силу мозга человека также как в индустриальную эпоху машины увеличили силу его мышц. Главным сырьём становятся информация и воображение. Новые принципы организации производств требуют новых сотрудников, наделённых сообразительностью и изобретательностью, а не приученных к выполнению рутинных действий.
Наиболее прозорливые корпорации понимают это. Платформы по управлению идеями сотрудников — это первые ласточки нового времени в области организации рабочих офисных инновационных процессов, когда компании ориентируется на всех сотрудников, поощряют и приветствуют случайные идеи, каждая из которых может оказаться прорывной.