Поисковое продвижение лендинга: зачем и как?
Что такое лендинг?
Лендингом (Landing Page) называют сайт или страницу (чаще всего это одностраничный сайт), созданный для конвертирования покупного трафика. Он устроен так, чтобы у пользователя не было возможности уйти в сторону — либо закрывай, либо покупай. В остальном это обычный сайт (страница).
Можно ли продвигать (и продвинуть) лендинг в топы поисковых систем?
Правильно сделанный лендинг будет индексироваться поисковыми системами и, следовательно, ранжироваться ими. Теоретически он может ранжироваться высоко, но на практике этому будут мешать два фактора — недостаточная полнота ответа на вопрос пользователя и глубина просмотра, равная единице.
Полнота ответа
Поисковые системы ценят сайты, которые дают максимально полный ответ на вопрос пользователя или предоставляют ему наилучший (насколько способны оценивать алгоритмы) сервис. На лендинге нельзя разместить большой объем текста и множество картинок, не «убив» конверсию, поэтому с полнотой ответа у классического лендинга всегда будут проблемы.
Глубина просмотра
Глубина просмотра — это количество просмотренных пользователем страниц. Предполагается, что большая глубина является показателем высокого качества сайта. Только вот лендинги создаются такими, чтобы одним просмотром все и заканчивалось. До сих пор не совсем понятно, учитывают ли алгоритмы поисковых систем специфику одностраничных сайтов при оценке пользовательских факторов. Скорее всего, нет.
Насколько сильно эти факторы мешают поисковому продвижению?
Достаточно сильно: в тематиках с серьезной конкуренцией за топ лендинги на первую страницу выдачи не попадают — разве что временно из-за ошибок алгоритма. Так, в московской выдаче по коммерческим запросам их почти нет, в петербургской есть единичные. В выдаче для других регионов лендинги встречаются регулярно, потому что уровень конкуренции низок. Часто в областных центрах просто нет десятка компаний с приличными сайтами — поэтому в топ попадают и агрегаторы, и лендинги, и давно устаревшие сайты «на народе». В таких регионах и тематиках у вас есть шанс.
Так есть ли смысл продвигать лендинг?
Заниматься поисковой оптимизацией и продвижением лендинга имеет смысл, если:
- тематика и регион не слишком конкурентные;
- время жизни продукта, который предлагает лендинг, измеряется годами (SEO — это всегда работа вдолгую);
- продукт в принципе ищут в поисковых системах.
Как продвигать лендинг?
Начните с построения концепции
У вас есть два варианта — оставить лендинг одностраничным и оптимизировать его по нескольким родственным и не слишком конкурентным запросам или добавить неброское (раскрывающееся по клику) меню и сделать небольшой, но все же многостраничный сайт. Это немного снизит конверсию основной страницы, зато вы сможете добиться большей полноты ответа. Какой вариант выбрать, зависит от тематики и продукта. Возможно, имеет смысл попробовать оба и сравнить результаты — и по SEO, и по конверсии покупного трафика.
Составьте семантическое ядро
Семантическое ядро — это список всех поисковых запросов, по которым должны находить ваш сайт. Если вы будете сохранять одностраничную структуру, ядро придётся ужать до узкой группы родственных запросов. Если вы сделаете многостраничник с неброским меню, запросов может быть много, но большая часть будет распределена по дополнительным страницам. Впрочем, никто не мешает оформить их так, чтобы входящий на них трафик тоже хорошо конвертировался. На выходе вы получите многостраничный сайт, каждая страница которого сделана как классический Landing Page. Или нет — иногда максимальную конверсию даёт совсем другой дизайн и компоновка.
Убедитесь, что страница нормально индексируется
Это означает, что:
- при запросе страницы сервер даёт код ответа 200;
- лендинг не закрыт для индексации на уровне robots.txt;
- лендинг сделан как обычная веб страница — HTML + CSS + JavaScript, причем последнего ровно столько, сколько нужно, без всяких излишеств;
- текст на странице — это именно текст, а не картинки с буквами, а картинки — это именно картинки, а не фон.
Правильно пропишите метатеги
В настоящий момент ситуация с ними такая:
- Тег «Title» играет важнейшую роль в ранжировании и учитывается при формировании сниппета. В нём обязательно нужно перечислить главные ключевые фразы, но сделать это важно аккуратно, без переспама. Два вхождения однословника иногда ещё допустимы, три — нет. Оптимального размера тайтла нет, обычно это 5...15 слов.
- «Description» либо не учитывается в ранжировании, либо играет чрезвычайно малую роль, но он используется при формировании сниппета. Сделайте его таким, чтобы любой его фрагмент привлекал пользователя и описывал содержимое страницы. Разумеется, одно или два вхождения не повредят. Оптимальный объем — до 250 знаков.
- «Keywords», вероятно, не учитывается вовсе, хотя есть и противоположное мнение. Можно прописать, можно проигнорировать.
- «Content-type» нужен браузеру, чтобы корректно определить кодировку. Впрочем, все современные конструкторы и CMS правильно прописывают его по умолчанию.
Остальные метатеги, вероятно, вообще никак не влияют на ранжирование.
Оптимизируйте контент
Этому невозможно научить в одной статье. В целом важно:
- написать и разместить полезный, понятный и по возможности краткий текст;
- упомянуть все запросы из списка для данной страницы хотя бы по разу;
- не переспамить (никто не знает, сколько это в штуках — поэтому полагайтесь на здравый смысл);
- по возможности использовать в тексте слова, близкие к тематике, но не входящие в список ключевых;
- добавить уместные, информативные и качественные фотографии и видеоролики, правильно оформив их в коде.
Сделайте страницу респектабельной
Судя по нынешней выдаче, поисковые системы учитывают наличие вариантов оплаты, способов связи и прочих признаков хорошего сервиса. В общем, оставить для связи только адрес бесплатной электронной почты на mail или gmail — плохая идея.
Отдельно надо сказать об оформлении контактных данных: они обязательно должны быть прописаны текстом и в понятном поисковым системам виде. Это важно и для ранжирования в целом, и для корректного определения региона в частности. Оформите адреса и телефоны тегами микроразметки — неизвестно, помогает ли это, но точно не вредит. Да и вообще любые данные, которые можно вписать в стандарты Schema.org, лучше вписать, чем нет.
Наращивайте ссылочную массу
Если вы умеете покупать ссылки — покупайте. Если нет, лучше не надо: используйте другие способы. Крауд-маркетинг (не автоспам по форумам, а именно крауд-маркетинг), статейный маркетинг, кольцевой обмен ссылками, рассылки, каталоги и доски объявлений могут дать несколько десятков качественных ссылок.
Отслеживайте результат
В последние месяцы Яндекс обновляет поисковую базу почти ежедневно, а Google делает так уже много лет. Отслеживать позиции по запросам после каждого апдейта в таких условиях не стоит. Вы можете делать это раз в неделю, а также в случае каких-то обновлений алгоритма, сбоев или после изменения сохранённой копии вашего лендинга в кэше поисковых систем. Так вы сумеете вовремя заметить резкие изменения и быстро отреагировать на них.
И будет топ?
Позиции сайта в поисковых системах зависят от действий вебмастера, действий его конкурентов и алгоритмов ранжирования поисковых систем. Два фактора из трех от вас не зависят, поэтому никакого гарантированного топа в органической выдаче нет и не может быть. Зато можно гарантировать, что если вы ничего не сделаете, то ничего и не получится. А зачем доставлять конкурентам такую радость?